Перейти к основному содержимому

За что благодарить в 2016-м

31 декабря в Свято-Филаретовской часовне преподаватели, студенты, сотрудники и друзья института по традиции совершали благодарственный молебен и подводили итоги года.

«Как всегда мы с вами собираемся в этот вечер, чтобы вместе помолиться и подумать о том, что нам делать дальше, как нам жить, – сказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – И первое, что приходит в голову – надо благодарить за то, что Бог дал в течение всего прошедшего года. Потому что если у нас не будет благодарности, то будет одно уныние. К сожалению, очень часто мы встречаемся с таким унынием именно потому, что у людей оскудевает благодарность, они как бы не видят Божьего действия в нынешней жизни. И если спросить многих, что же произошло за прошедший год, люди почему-то сперва начинают думать о плохом. А что, плохое всегда есть. Что здесь нового, что здесь оригинального?»

«Мне кажется, это какой-то духовный сбой, который обязательно нужно преодолевать, как надо преодолевать нашу индивидуализированность, раздробленность, неумение вместе жить, друг друга понимать, – добавил отец Георгий. – Но как это сделать? Только силой Божьей. Нашими обычными человеческими усилиями что-то можно сделать, но далеко не уйдешь. Время, история даны нам Господом не просто так. Мы с вами не язычники, чтобы думать, что все время все одно и то же, одно и то же, одно и то же. Мы не можем так ощущать нашу жизнь. Нужно быть совсем слепым человеком, чтобы видеть только утраты. Да, были утраты в прошедшем году, были какие-то расстройства, напряжения, много чего было. И более того, может быть, оно и постоянно происходит, пусть даже каждый день. Но ведь не только же это происходит в нашей жизни! В нашей жизни значительно больше светлого, радостного, укрепляющего нас в нашей вере, надежде и любви. И если в нашей жизни есть эти вера, надежда и любовь, то разве за это мы не должны благодарить, разве радость нашей христианской жизни можно у нас украсть? Даже мученики, как мы хорошо знаем, радовались, даже когда приходилось явно нести свой крест. Каждому приходится нести свой крест, и без этого невозможно, но сила Божия в немощи совершается. И унывать, расслабляться, опускать руки мы никак не можем, даже пред лицом Божьим, уж не говоря про людей».

По традиции после молебна ректор СФИ напомнил об основных итогах года.

В марте состоялась братская конференция, посвященная дружеским кругам как основе соборности и солидарности в России. А в мае институт провел седьмую конференцию по катехизации, завершившую этот многолетний цикл и послужившую отправной точкой для следующего шага, связанного с разработкой экклезиологических проблем.

Уже больше трех лет в институте продолжается диалог с физиками-теоретиками, в числе которых один из создателей современной космологии академик Алексей Старобинский. Конференцию в институте «немножко в шутку, немножко всерьез» называют «Физики и клирики». «Наши академики – а это специалисты из числа лучших в своей сфере, не только в нашей стране, но и на мировом уровне – не разбежались, а наоборот, их все более и более интересуют именно христианские вопросы, – сказал отец Георгий. – И для нас это важный диалог, потому что мы с вами призваны познавать мир, тайны жизни и тайны человека, и нельзя только вариться в собственном соку или повторять одни и те же мифологемы».

Отец Георгий напомнил и о втором фестивале «Преображенские встречи» в августе, и о прошедших в начале года презентациях фильма «Братство», созданного Александром Гутманом, в Москве, Петербурге, Архангельске, Воронеже, Екатеринбурге, Твери и других городах. К неожиданным результатам привели и показы фильма, посвященного Александро-Невскому братству. «В некоторых местах церковная власть считала нужным приглашать на это событие для дискуссии всех клириков митрополии, – напомнил отец Георгий. – И, скажем, в Воронеже, люди, которые не были ангажированы, говорили: “А почему у нас на приходах этого нет? А нам бы вот тоже”».

В институте вспоминали отца Виталия Борового в связи со столетием со дня его рождения. Прошли многочисленные выставки, конференции, семинары в связи со 125-летием матери Марии (Скобцовой). «Конечно, это какое-то недоразумение или даже стыдное явление, когда такой человек, как мать Мария, тем более канонизированная Константинополем, не находится в наших святцах», – заметил отец Георгий.

2016 год был богат на международное общение: представители СФИ и братства участвовали в конгрессе ACLI в Милане, в съезде движения «Вместе для Европы» в Мюнхене, в фестивале международного братства «Синдесмос», молодежном лагере «Воинства Господня» в Румынии, в семинаре «Диалог и молитва» в Освенциме, в ежегодной конференции в Бозе, в коллоквиуме, посвященном столетию со дня кончины Шарля де Фуко во Франции, в презентации книги «Наши учителя» в монастыре Сан-Сальваторе.

«Мне приходилось выступать и в связи с встречей патриарха Кирилла с папой Римским на Кубе, и в связи с собором на Крите, хотя и пришлось высказать убеждение в том, что эпоха вселенских соборов закончилась. Думаю, что то, как прошел Всеправославный собор, как раз подтвердило эту идею», – отметил отец Георгий. Он добавил, что и в поиске общехристианского единства «надо думать о каких-то новых идеях, о новых формах, нельзя просто механически воспроизводить то, что было найдено в двадцатом веке».

Минувший год был отмечен и печальными событиями – кончиной многолетних друзей братства и института Никиты Алексеевича Струвеотца Игнатия Пекштадтадона Патрика де Лобье и других. «Но христианская кончина не может быть только трагедией, это всегда какой-то прорыв, прорыв в запредельное, это всегда новое излияние благодати Святого Духа, – добавил отец Георгий. – Неслучайно Церковь на протяжении тысячелетия была уверена, что погребение это таинство, и совершала отпевание не просто как трагическое осознание жизни человека на земле, но именно как таинство излияния благодати, как новое крещение, которое совершеннее, выше крещения обычного».

«Нельзя забыть ни на один день и о том, что мы вступаем в 2017 год, – также напомнил отец Георгий. – Мы прекрасно понимаем, что подвести итоги прошедшего столетия совершенно необходимо, это еще не сделано в должной мере ни в нашей стране, ни в мире, нигде. Хотя люди уже много потрудились, и сама собою, изнутри человеческой потребности раскрывается акция, которая связана с национальным покаянием».

30 октября акция «Молитва памяти» прошла в Москве и еще двадцати семи городах России и во многих городах за рубежом – в Америке, Канаде, Германии, Франции, Латвии.

«Это объединяет людей, дает им возможность не просто уныло смотреть в прошлое, а с надеждой смотреть в будущее, – сказал отец Георгий. – В этот же день в Центральном доме архитектора в Москве мы провели молитву о России, и вспоминая исторические молитвы начала семнадцатого века, и принося современные молитвы, которые рождаются, да и не могут не рождаться. Таким образом, уже прошел, если можно так сказать, первый акт национального покаяния за преступления советского режима. И мы не нашли людей, которые были бы в принципе против этого, если не считать некоторых заказных официальных выступлений отдельных руководителей синодальных отделов и одной передачи на Первом канале. Но это все мелочи, потому что всем очевидна их идеологическая подоплека».

«Мы надеемся, что и весь следующий год, вспоминая события столетней давности, продолжим проводить встречи и дискуссии, не забывая не только об индивидуальном покаянии, но и – в христианской и даже общебиблейской традиции – о покаянии всего народа – и церковного, и нашего многострадального народа, прежде всего русского, более всего пострадавшего за прошедшее столетие», – подчеркнул отец Георгий.

«Поэтому, дорогие братья и сестры, будем дальше служить Богу, Церкви по любви к Господу и к ближнему, – сказал отец Георгий. – Что мы еще можем предложить? Что Господь сказал, то нам и хорошо. За это и будем благодарить Бога. Да, у нас получается не все и не всегда, и все мы много согрешаем. И все-таки все наши согрешения прощаются ходатайством Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа пред Отцом. Главное, чтобы мы не оказывались вне действия благодати Божьей, чтобы это ходатайство не осталось бездейственным. Но чтобы этого не произошло, надо быть и жить вместе, надо устанавливать человеческие связи по принципу любви и свободы, истины и правды, коль мы живем на земле».