В Бозе завершился XXIV Международный симпозиум по православной духовности
В симпозиуме приняли участие представители поместных православных церквей, Римско-католической церкви, протестантских общин, богословы и церковные историки из Италии, Греции, США, Великобритании, Швейцарии, России, Украины и других стран. Свято-Филаретовский православно-христианский институт представляли первый проректор Дмитрий Гасак и преподаватели Олег Ермолаев, Светлана Чукавина и Лидия Крошкина.
Симпозиум открыл настоятель монастыря Бозе Энцо Бьянки.
«Благодарим Господа, пожелавшего, чтобы мы, христиане Востока и Запада, снова собрались здесь. Мы хотим размышлять над словами Евангелия, которое есть провозвестие Царства Божьего и Слово о кресте», – сказал он в своем вступительном слове.
Свои приветствия организаторам и участникам конференции направили патриарх Константинопольский Варфоломей I, патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, патриарх Румынский Даниил, архиепископ Тиранский и все Албании Анастасий, митрополит Кипрский Хризостом, митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Киевский Онуфрий, монсеньор Пьетро Паролин, секретарь папы римского Франциска, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби и пастор Олав Фюксе Твейт, секретарь Всемирного совета церквей.
В течение четырех дней симпозиума прозвучало шестнадцать докладов, посвященных богословским и церковно-историческим аспектам мученичества.
Одним из центральных выступлений стал доклад патриарха Антиохийского Иоанна X «Кровь мучеников – семя общения», зачитанный его представителем, на тему о страдании, в котором никогда не угасает надежда. В истории церкви можно найти много свидетельств тому, как такое преображенное страдание приносит обильные плоды на Христовой ниве. Один из таких примеров привел в своем докладе «“Я – пшеница Божья”. Евхаристическое и общинное измерения мученичества» профессор Афанасиос Папафанасиу, преподаватель в Греческом открытом университете в Афинах. Так, для сщмч. Игнатия Антиохийского мученичество было предельным воплощением евхаристической жертвы.
Подлинное мученичество также означает участие в Христовом даре жизни всем людям, превосходящем все границы. Такое понимание может быть единственным решением трудного вопроса о мучениках, пострадавших от христиан другой конфессии. Этой теме был посвящен доклад священника Эндрю Лаута, профессора Даремского университета, рассказавшего о Максиме Исповеднике и папе римском Мартине I.
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, и епископ Варвикский Джон Роналд Ангус Строян в своих докладах говорили о современных мучениках из разных церквей. Христиане той или иной поместной церкви, пострадавшие в конкретных исторических условиях, являются мучениками всей Церкви, и их смерть свидетельствует о том, что все они принадлежат единому Господу Иисусу Христу.
В ходе конференции также были представлены доклады «Дух как источник и основание единого христианского свидетельства» (архимандрит Джон Пантелеимон (Мануссакис), профессор философии в Колледже Святого Креста в Бостоне), «Блаженны вы, когда станут вас гнать за имя Мое». Речения Иисуса о гонениях» (Екатерини Тсалампуни, преподаватель Нового Завета на богословском факультете в Университете имени Аристотеля в Салониках), «“Мы все едины во Христе”: мученичество и единство Церкви в трудах свт. Амвросия и латинских отцов IV века» (Георгий Захаров, преподаватель истории Церкви и других исторических дисциплин в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), «Община в гонениях. Отец Александр Глаголев (1872–1937)» (Константин Сигов, директор научно-издательского объединения «Дух и Лiтера»), «Подвиг любви и милосердия прмц. вел. кн. Елизаветы Федоровны» (Лидия Головкова, научный сотрудник ПСТГУ), «Гонения за Христа как узы общения. Монах Николай (Штайнхардт) и его “Дневник счастья”» (Богдан Тэтару-Казабан, посол Румынии в Ватикане) и другие.
Подводя итоги симпозиума, Луиджи Д’Аяла Вальва (Монастырь Бозе) отметил, что все доклады рисуют образ мученика, который своим примером призывает к «исходу из самого себя», к победе над «эгоцентризмом – источником всех ересей», по выражению архиепископа Албанского Анастасия. Поэтому память мучеников, к какой бы церкви они ни принадлежали, являет в себе призыв к общению и взаимной ответственности христиан.