В СФИ состоялся вечер памяти протопресвитера Виталия Борового
От имени Свято-Филаретовского института гостей поприветствовал ректор профессор священник Георгий Кочетков:
– Трудно даже передать, что означало для нас очень интенсивное присутствие в нашей жизни отца Виталия с его мыслью, мудростью, духовностью, что это означало для тех, кто его близко знал, кому он доверял. То, как он пытался донести свой опыт, распространить его на всю церковь, всегда было чрезвычайно важно и интересно. Церковь еще многие века будет вспоминать таких людей, как отец Виталий, может быть, в чем-то споря с ними, но больше учась у них. Людей такого духовного калибра – буквально единицы, и его наследие – это достояние церкви, всего мирового христианства.
От имени митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных сношений РПЦ, где много лет трудился отец Виталий, участников вечера поприветствовал руководитель службы протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов).
– В конце 90-х отец Виталий еще активно трудился в ОВЦС преподавателем и консультантом, и мы наслаждались его консультациями и общением с ним. Его эпоха – это эпоха отца Александра Шмемана, митрополита Никодима (Ротова), она соединяет в себе дореволюционную Россию и Русскую церковь, подвергавшуюся гонениям, поэтому нужно вспоминать об отце Виталии Боровом и обязательно поднимать его архивы. Я желаю вашему институту, который так хорошо помнит о том, кто такой отец Виталий, чтобы его память была увековечена не только на словах, но и в письменных источниках.
На вечер памяти также пришли руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, член Попечительского совета СФИ профессор Анатолий Красиков, настоятель храма Всех Святых г. Мытищи протоиерей Владислав Каховский, настоятель храма святителя Тихона г. Клина протоиерей Анатолий Фролов, настоятель прихода в честь Успения Божией Матери с. Ворсино протоиерей Анатолий Шутько, вице-президент Совета христианских евангельских церквей России пастор Александр Федичкин, представители католического движения Фоколяров, культурный атташе Ватикана в России Джованна Паравиччини, руководитель культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири, режиссер Алексей Сутормин (гости увидели кадры из его фильма «Вдохновенный служитель истины», в которых об отце Виталии рассказывают его сын и внук), научный сотрудник Ветковского музея г. Гомеля Андрей Скидан и многие другие.
Небольшой рассказ об отце Виталии представила выпускница СФИ Галина Ложкова, защитившая в институте исследовательскую работу, посвященную его жизни и служению. Также был показан фрагмент воспоминаний профессора Евгения Верещагина, главного научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, члена попечительского совета СФИ, который был прихожанином Богоявленского Елоховского собора в годы служения там отца Виталия.
К 100-летию со дня рождения отца Виталия прямо в институтских помещениях открылась выставка, посвященная его церковному служению, на которой представлены фотографии и вещи из его личного архива, хранящегося СФИ. Перед началом вечера краткую экскурсию для гостей провел ученый секретарь СФИ профессор Александр Копировский. Выставку можно посетить до 25 февраля.
Вечер завершился показом фрагмента проповеди отца Виталия, произнесенной им в Свято-Филаретовской часовне института в 2005 году.
Протопресвитер Виталий Боровой – выдающийся богослов и проповедник, пастырь, церковный деятель. Много лет работал в Отделе внешних церковных сношений Русской православной церкви, был доктором богословия Ленинградской и Московской духовных академий, Бернского университета (Швейцария), Карлова университета (Чехия), Свято-Владимирской семинарии (США), членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института. В 1940-е годы возглавлял организацию в Жировицах богословских курсов, которые впоследствии были преобразованы в Минскую духовную семинарию. Церковный дипломат самого высокого уровня, активный участник движения за единство христиан, отец Виталий также был одним из немногих священнослужителей, которые в Москве советского времени решались принимать людей и открыто проповедовать. Ключевую внутрицерковную задачу он видел в «новой христианизации Руси», развитии духовного образования и просвещения.