Возможна ли просвещенная вера сегодня?
«Сама идея поговорить о просвещенной вере возникла благодаря исследователю наследия Сергея Аверинцева — Вере Поцци, которая пишет научную работу о русских христианских интеллектуалах, — поделилась заместитель главного редактора журнала доктор филологических наук Юлия Балакшина. — Она предложила рассмотреть такое понятие, ссылаясь на отца Георгия Кочеткова. В одном из интервью он сказал, что “в России имела место просвещенная вера, которой во времена советской власти была противопоставлена вера неразумная, глупая и нездоровая и власть была заинтересована, чтобы вера была именно такой”».
Вера Поцци предполагает, что просвещенная вера являет собой «взаимосвязь между верой и культурой». При этом под культурой она подразумевает высокую и церковную культуру. Просвещенная вера никогда не была верой большинства. Возвращение образованной веры могло бы стать основанием для общения представителей разных конфессий.
Западный и русский путь просвещения: общее и различия
«Вера сегодня либо просвещенная, либо ее вообще нет. В западной культуре есть идея, что человек сам себя просвещает, — рассказывает научный сотрудник культурного центра «Покровские ворота» Джованна Парравичини. — И с одной стороны, это представление очень устойчиво, но с другой стороны — терпит крушение. Сам человек себя просветить не может».
Просвещенная вера имеет в основании опыт встречи со Христом — через него возможна и культура и просвещение. Это вера, которая соединяет знания, катехизацию и опыт жизни во Христе, добавила Джованна Парравичини.
«Интеллектуальный труд верующего человека — единственное спасение от фундаментализма в современном мире, — считает старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Кольцов. — На современном христианине лежит ответственность за собственное просвещение, труд над своим интеллектуальным обликом».
Он вспомнил слова философа и культуролога Александра Доброхотова о том, что религия — лишь одна из составляющих духовности человека, наряду с наукой, искусством. Наша духовная конституция не однородна, в ней есть разные начала, и задача культурного человека — гармонизация всех составляющих.
«Высокопробная философия оказывается духовным упражнением, в котором она дорастает до истин веры, — сказал Александр Кольцов. — Самопросвещающийся разум может быть усилием, приводящим к Богу».
ХХ век дал яркие примеры того, как интеллектуалы, проявляя большую волю к слышанию друг друга, сумели соединить веру и философские искания. О таком опыте свидетельствует жизнь выдающихся представителей феноменологического движения в Германии Адольфа Райнаха и Эдит Штайн, которым посвящена статья Александра Кольцова в новом «Вестнике».
Вместе с тем, не все так просто. Гегель очень живописно показывает раздвоение сознания на мирское и духовное, отметил Александр Кольцов, и задача христианства — совершить синтез, примирение, это путь ответственных и болезненных исканий.
Русское просвещение, в отличие от западного, не ознаменовано таким разрывом с Богом. У Ломоносова, Державина и других человек, познающий мир, прославляет Творца и входит в мир как сотворец, уверена Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького РАН и Московской высшей школы социальных и экономических наук.
«Для русских мыслителей важна идея Света Христова, просвещающего всех и собирающего человека и мир, — говорит Анастасия Георгиевна. — Они ощущали раздвоенность и нецельность человека и хотели ума, соединенного с сердцем. Просветить не значит просто научить или образовать — но высветлить человека во всех его силах, пронести всю природу его через очистительный огонь. В этом случае возможна в полноте ответственность человека за мир и историю, его стремление быть соработником Богу, и тогда возможно оцерковление всего — культуры, политики, науки и всех сфер жизни».
Просвещенный человек vs просвещенная вера
Научный сотрудник Института философии РАН кандидат философских наук Анна Макарова обратила внимание на две проблемы, связанные с просвещенной верой. С одной стороны, человек, должен знать, во что он верит, это задача катехизации, путь работы церкви в человеке и человека в церкви. А с другой, вера просвещенного человека, изощренного в мысли, философа, ученого, человека сложной интеллектуальной судьбы, который умеет проблематизировать, умеет задавать вопросы и искать ответы разумом, питается помимо этого и мистическим опытом. Познание просвещенного человека происходит не только рационально, но и по откровению. Яркий пример — духовные поиски философа Николая Бердяева, который называл себя верующим вольнодумцем.
«Эти два опыта сталкиваются в человеке, культуре и сегодня. Проблема знания и понимания того, во что мы веруем, остра как никогда, — добавила Анна Макарова. — Наша вера просвещается не нашим разумом, но им она как бы подсвечивается снизу».
Говоря о критериях просвещенной веры, доцент СФИ кандидат филологических наук Екатерина Полякова провела философский анализ работ непримиримого противника, самого последовательного и строгого критика христианства — Фридриха Ницше.
«Один из критериев просвещенной веры — отсутствие страха, в том числе перед интеллектуальными вызовами, — говорит Екатерина Полякова. — Просвещенная вера не боится посмотреть в глаза современности, интересуется ею, не пытаясь отмахнуться от трудностей и сохраняя уважение к выбору человека, даже если этот выбор против Христа».
Ницше дарит нам опыт своей стратегии мышления — относиться с недоверием, когда нам очень хочется принять желаемое за действительное. И это рождает более ответственное отношение к своей вере, добавила Екатерина Андреевна.
«Бунт Ницше стал катализатором богословской мысли и христианского сознания и он требует полноты христианского ответа, — отметила Анастасия Гачева, упомянув статью Николая Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». — Мы виноваты в том бунте, который совершал Ницше, и это хорошо понимали русские философы (Соловьев, Федоров). Этот бунт связан с тем, во что мы, современники, превратили христианство. История человечества началось с вопроса Бога “Каин, где брат твой Авель?”, а закончится вопросом “Авель, где брат твой Каин?”».
Человек познает и интеллектом, и сердцем, просвещенная вера — не банальное понятие, подчеркнул заведующий кафедрой богословия СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский.
«Дело нельзя сводить к тому, что есть вера просвещенная и непросвещенная. Все значительно сложнее. Простые люди были, есть и будут, и они зачастую с огромным интересом относятся к интеллектуальной традиции», — говорит Александр Михайлович. Он напомнил пример протоиерея Всеволода Шпиллера, который, будучи образованейшим человеком, интеллектуалом, говорил проповеди обращаясь к очень разным людям — на его приходе были и интеллигенция, и простые бабушки.
«Вера как таковая уже и есть просвещение. Святитель Прокл Константинопольский в своем послании к армянам говорил “христиане, просвещенные верой”. Люди, просвещенные верой в Бога, способны все понять, познать, и этим они отличаются от язычников, которые могут много знать, но главного они не знают — они не знают Бога», — добавил Александр Михайлович.
Все статьи специального 47-го выпуска «Вестника Свято-Филаретовского института» доступны на нашем сайте.