Перейти к основному содержимому

Международная конференция «Общность, общение, община в современном мире» открылась в Москве

Enter caption here

Международная конференция «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего: общность, общение, община в современном мире» открылась 30 сентября в Москве, в конференц-зале Всероссийской государственной библиотеки. Форум проводится Преображенским содружеством малых православных братств и Свято-Филаретовским православно-христианским институтом (СФИ). В открытии конференции приняли участие около тысячи человек, в том числе — гости из Франции, Израиля, Италии, Германии и других стран.

Открывая форум, ректор СФИ, священник Георгий Кочетков отметил, что тема общины и общения уже затрагивалась на предыдущих конференциях, однако она не перестает оставаться «страшно актуальной» для нашего общества, где царит «порок разобщенности». По его словам, понятие «община» сейчас вновь оказалось в центре внимания церковного сообщества в России. Это стало особенно заметным в первые месяцы нового патриаршества, когда с новой силой были поставлены вопросы о безотлагательном решении таких вопросов, как организация катехизации, миссии, о созидании церковных общин.

Председатель Преображенского содружества малых православных братств Владимир Коваль-Зайцев сообщил, что в преддверии московской международного форума в разных городах России малые братства — члены Преображенского содружества провели целый ряд своих конференций, обсудив заданную тему. Поэтому форум можно считать плодом коллективного осмысления темы всей большой общиной. Члены Преображенского содружества в Екатеринбурге, Твери, Санкт-Петербурге и других городах могли также чувствовать себя участниками московского форума благодаря организации Skype-трансляции в интернете.

Первое пленарное заседание началось с доклада псковского священника, протоиерея Павла Адельгейма «Личность и этика должны быть фундаментом общения, общности и общины». О. Павел говорил о том, что Церковь как «образец подлинного общения» представляет собой «эталон для всякого общества». Однако тяжелое наследие советского периода и нынешнее состояние нравственной разрухи в обществе оказывают воздействие на церковный организм. О. Павел, ссылаясь на свой 50-летний опыт пастырского служения, заявил о существовании «крепостного права» в Церкви, о распространенном в священнической среде «страхе перед епископом», который может по своему произволу разлучить пастыря с его церковной общиной. По мнению о. Павла, проблема уважения к личности, восстановления подлинной соборности на самом деле менее всего учитывается священноначалием в строительстве Церкви.

Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Давид Гзгзян в своем докладе сконцентрировал внимание на таких понятиях, как «общность», «общение», «общинность». Представив богословское рассуждение о взаимосвязи этих многозначных понятий, он обосновал парадоксальное на первый взгляд определение подлинного общения как «жертвенного одиночества».

Этим умозаключениям было созвучно приветственное послание поэта и философа, члена Попечительского совета СФИ Ольги Седаковой, которая не смогла лично принять участие в данной конференции. Она писала о ценности «святого одиночества» (Рильке), которым «всегда пренебрегает тоталитаризм, наш или германский, или любой иной — эта ценность в том, что человеку необходимо переживать единственность собственной жизни, которая в своей глубине приходит в общение со всем миром». «Уединение и общение — это в своем роде вдох и выдох внутренней жизни», — афористично сформулировала О. Седакова.

Известный социолог, сотрудник «Левада-центра» Алексей Левинсон не впервые выступает на ежегодной конференции СФИ с докладом. На этот раз он проанализировал разные типы сообществ. Большинство из них принадлежат к первому типу: это те, которые не выбирают, — сообщество сограждан, современников, представителей определенного народа и т.д. А вот второй тип сообществ — добровольные объединения людей по своей собственной инициативе — был почти искоренен в советские годы. Во время перестройки возникли ростки гражданского общества, однако немногие из них получили развитие. К добровольным объединениям  нашего времени социолог относит криминальные сообщества, а также гражданские организации, в которые людей объединяет какое-то «несчастье»: например, «Комитет солдатских матерей», «Союз обманутых вкладчиков /дольщиков» и т.д. Единственным примером сообщества второго порядка, «свободным от патологических черт», А. Левинсон называет Преображенское содружество малых братств и подобные ему православные общины. «Я беру на себя смелость сказать от лица цеха социологов: высшей формой общности можно считать ваше содружество», — обратился он к участникам конференции. По словам ученого, это сообщество возникло «не от отчаяния, а от чаяния, от надежды, которая светится в глазах людей».

Отвечая на вопрос о том, как преодолеть средостение между православными организациями и существующими структурами гражданского общества, он отметил, что общий язык более всего возможно найти на ниве благотворительности.

Протоиерей Александр Виноградский окормляет ивритоговорящих и славяноговорящих православных в Иерусалиме. В начале своего выступления он сообщил, что приехал на конференцию СФИ по благословению двух Патриархов: Иерусалимского Феофила, к юрисдикции которого принадлежит, и Константинопольского Патриарха Варфоломея. Подробно рассказав о противоречиях, которые существуют в среде верующих на Святой Земле, он посвятил свое выступление теме полноты и единства Церкви. «Любой человек, даже если он не является или пока не является христианином, если он еще не понимает кафоличности Церкви, должен чувствовать себя в Церкви как дома», — подчеркивал о. Александр, добавляя, что «Сион — это родина каждого, родина всех».

Доклад выпускницы СФИ Натальи Игнатович был посвящен ценному опыту общинной православной жизни конца XIX в. в России. В сообщении «Крестовоздвиженское православное трудовое братство Н.Н. Неплюева: жизнь по Евангелию как вызов разобщенности» докладчица подробно рассказала о создании братства Неплюева, которое существовало с 1889 по 1929 гг. и считало своей задачей «новую христианизацию» общества, «установление церковного самосознания». Истории Крестовоздвиженского братства посвящена специальная страница на сайте СФИ. Н. Игнатович отметила, что опыт Крестовоздвиженских братчиков «не стоит признавать за идеал», но он чрезвычайно ценен и актуален как первый шаг на этом пути. Юлия Балакшина, выступив в прениях, обратила внимание на более ранние опыты создания братств, которые имели место в Санкт-Петербурге сразу после отмены крепостного права (братство С. Гумилевского 1861 г.) О. Георгий Кочетков добавил, что братство, созданное Н. Неплюевым, уникально не только для Русской Церкви, но «и в мировом масштабе ничего подобного не было».

Пленарные заседания первого дня завершились докладом известного экономиста, ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодора Шанина (Москва-Манчестер) «Обычное право» и крестьянское понимание справедливости в России», в котором тема общности и общинности получила новое звучание.

Первый день форума завершился серией дискуссионных семинаров, которые прошли на разных площадках: «Кризис приходской общины в РПЦ и пути выхода из него», «Зачем современному миру христианская община», «Община и другие формы церковных сообществ», «Христианская община и христианская семья. Что такое «малая церковь», «Общение как созидание церкви». Так, на последнем семинаре члены Свято-Адреевского, Воскресенского и других братств на основе Священного Писания вдумывались в понятие «общение» и размышляли об особенностях его разных форм в их взаимосвязи: катехизации, евхаристического и агапического общения, общинной жизни.

Конференция продолжит свою работу в конференц-зале Российской государственной библиотеки в течение 1 и 2 октября. С подробной программой можно ознакомиться на сайте СФИ.

Юлия Зайцева