Катехизация способствует развитию общекультурных компетенций
18 сентября в Свято-Филаретовском институте прошел семинар-консультация для преподавателей богословского факультета, посвященный особенностям болонской системы образования. Его провела преподаватель СФИ, заместитель директора по учебно-методической работе филиала РГГУ Лидия Крошкина.
Цель семинара — показать преподавателям потенциал болонской системы и обсудить практические трудности, связанные с ее реализацией. Разговор был призван помочь преподавателям более качественно и полноценно использовать возможности Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по теологии, по которому учатся студенты I и II курсов богословского факультета.
Одна из ключевых особенностей болонской системы — так называемый компетентностный подход к образованию. В отличие от старого, знаниевого подхода он предполагает не передачу студентам определенного объема знаний, а обретение ими необходимых компетенций (опыта, знаний, умений, качеств, набор которых определяется стоящими перед будущим специалистом задачами)1.
— Объем знаний — это хорошая характеристика не столько для специалиста, сколько для энциклопедии, — отмечает руководитель Учебно-методического отдела СФИ Лариса Мусина. — Для специалиста важнее умение добывать необходимые знания и включать их в свой опыт в связи с осуществляемой деятельностью. Исключительная ценность компетентностного подхода для богословского образования в том, что он учит студентов разбираться в предмете по существу, анализировать, сравнивать.
Во многом переход на болонскую систему и соответствующий ей компетентностный подход неизбежен во всех областях: знаниевая система просто не в состоянии справиться с современными объемами информации, «знать все» уже невозможно. Новый подход предполагает способность студента ориентироваться в этом объеме и выбирать наиболее значимое и важное для его профессиональной деятельности.
Среди трех видов компетенций, которые должен обрести студент — общекультурных, профессиональных и специальных, — с точки зрения авторов болонской системы, наиболее важны первые. К ним относятся умение анализировать, синтезировать, сравнивать, выявлять главное, общаться, работать в команде и другие. Это «почва», на которой «вырастают» профессиональные и специальные компетенции.
Однако сама выработка этих базовых качеств представляет для современных студентов определенную проблему. Мировой опыт показывает, что потенциал болонской системы очень легко профанируется. Нередко при ее реализации уже на уровне новых государственных стандартов (ФГОСов) продолжает поддерживаться ориентация на обретение узкой специализации, отвечающей прежде всего потребностям рынка.
«Какими компетенциями должен овладеть будущий специалист, определяет его работодатель, что зачастую превращает образование из творческого процесса в механический и делает его достаточно фрагментарным, — говорит ученый секретарь СФИ Александр Копировский. — Поэтому было бы ошибочно видеть в компетентностном подходе как таковом выход из кризиса системы образования. Потенциал болонской системы предполагает, что студент — живой, интересующийся человек, а не просто “товар”, стремящийся обрести характеристики, востребованные на рынке труда».
В этом отношении студенты богословских факультетов находятся в выгодном положении (если только не рассматривают богословие как специальность наподобие юриспруденции или стоматологии). Ведь на богослова в некотором смысле нет «покупателя», что делает образовательный процесс более свободным, целостным, творческим и плодотворным. Студенты-богословы Свято-Филаретовского института движимы живым и неутилитарным интересом к изучаемым вопросам и обычно имеют за плечами высшее светское и среднее богословское образование, жизненный и церковный опыт. Кроме того, многие из них проходили длительную катехизацию, которая, как обнаруживается, среди прочего способствует обретению качеств, на языке ФГОСа именуемых общекультурными компетенциями.
_______________
1 Компетенция — способность применять знания, умения, навыки и проявлять социально-личностные качества для успешной деятельности в определенной области (такое определение дает Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования — прим. ред.).