Добродетель, родственная справедливости
![Enter caption here](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c2aa0dcd2564a14b1dff51b36fc89ade6d106ba1/DSC00810.jpg)
3 декабря Московский институт открытого образования провел очередной круглый стол по философии образования.
Разговор был посвящен наследию выдающегося чешского педагога, основоположника научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670). Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, написал целый ряд учебников, усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучения всех всему). Его труды повлияли на всю систему европейского образования.
Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, если в обучении соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.
Вопросы воспитания и обучения он рассматривал в неразрывном единстве, считая при этом необходимым изучение законов духовной жизни человека и согласование с ними всех педагогических воздействий. «Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому», — писал Коменский.
Заведующий кафедрой философии образования МИОО профессор, доктор философских наук Валерий Сергеевич Меськов в своем выступлении, в частности, подчеркнул, что духовная составляющая в трудах Яна Амоса Коменского практически не изучена. Его мысль продолжил ученый секретарь СФИ профессор Александр Михайлович Копировский. Он напомнил, что философия образования Коменского, протестантского епископа, полностью построена на вере в Бога, и попытки возвратиться к его отдельным педагогическим принципам вне этого будут не просто искажением, но отрицанием его подхода к образованию.
В круглом столе приняли участие профессор кафедры философии образования философского факультета МГУ Вадим Сергеевич Грехнёв, директор Московского музея образования академик Геннадий Алексеевич Ягодин, профессор МГТУ им. Баумана Юрий Геннадьевич Татур, профессора и преподаватели кафедры философии образования и других подразделений МИОО, а также других вузов.
По итогам круглого стола его участники выразили желание продолжать разговор о философии образования в ключе основных идей Яна Амоса Коменского, имя которого, скорее всего, будет носить новообразованная Ассоциация философов образования.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/879cbf9cc515fd658ef7ccb05b701afbba1d3e14/DSC00803.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/6ec696d47742a7902630b29670a7e449cb1eaf9d/DSC00809.jpg)