Перейти к основному содержимому

Архимандрит Роберт Тафт: жизнь, посвященная литургии

30 января в Свято-Филаретовском институте состоялся круглый стол, посвящённый памяти архимандрита Роберта Тафта (1932-2018) – католического священника восточного обряда, выдающегося христианского учёного, одного из создателей современной литургики, с 2011 года входившего в Попечительский совет СФИ.

«Я надеюсь, когда я уйду, по мне будет совершена русская панихида, и, может быть, даже ирландский тенор споет “Danny Boy” над моей могилой в память о моём ирландском происхождении, которым горжусь и которому глубоко признателен, несмотря на то, что проделал большое путешествие в восточном направлении, – писал архимандрит Роберт Тафт. – Что я думаю о потустороннем мире? Я об этом никогда не думал – что выглядит достаточно странным для католического священника. Но я твердо верю, что Господь пребывает со мной в настоящем и будет со мной и далее. Я не вижу смысла беспокоиться об этом, ибо я нахожусь в Его руках».

Архимандрит Роберт Тафт, которого называют создателем современной литургики и «учителем многих учителей», отошел ко Господу 2 ноября 2018 года, в день памяти всех усопших верных в Католической церкви.

«Я очень рад быть в этом собрании, – сказал папский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре, приветствуя участников круглого стола памяти отца Роберта Тафта в Свято-Филаретовском институте. – Папский институт, в котором служил отец Роберт, и создавался для того, чтобы углублять и развивать взаимоотношения между Востоком и Западом. За три года жизни в России я очень хорошо почувствовал, как важно это знание друг друга, чтобы рождалось и взаимное понимание, и сотрудничество».

Папский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре

Папский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре

Главный труд иезуитского учёного был посвящён истории литургии святителя Иоанна Златоуста, которая чаще всего совершается в православной церкви. О научном замысле этого многотомного исследования, подходе отца Роберта к разрешению литургических проблем и значении этого труда для литургической науки рассказал в докладе «Архимандрит Роберт Тафт, SJ: Жизнь, посвященная литургии» священник Эдвард Фарруджа, SJ, профессор факультета Восточных церквей Папского Восточного института.

Священник Эдвард Фарруджа, SJ, профессор факультета Восточных церквей Папского Восточного института

Священник Эдвард Фарруджа, SJ, профессор факультета Восточных церквей Папского Восточного института

Исследовательская методология, предложенная отцом Робертом Тафтом в работах о византийской богослужебной традиции, составляет неоценимый вклад в развитие литургической науки, отметила декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская. Задача литургики, как ее видел отец Роберт и его ученики, – не археология и не исследование богослужебных чинов самих по себе, но попытка проникнуть в опыт молитвы людей разных эпох. Литургические источники, рассмотренные вне историко-культурного и богословского контекста, мало что сообщают читателю, и необходимо привлечь множество сопутствующих свидетельств, чтобы воссоздать контекст их формирования и применения. Целостный подход отца Роберта предполагает использование данных филологии, философии, богословия, церковной и светской истории. Для метода Тафта принципиально значимой была связь истории богослужения с жизнью Церкви сегодня. Богослужение не было для Тафта лишь «объектом исследования». Оно пронизано его горячим интересом к традиции, любовью к молитве, а его исследования всегда были связаны с его собственной богослужебно-молитвенной практикой.

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская

Библиография учёного насчитывает более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики. Зоя Дашевская отметила, что, к сожалению, «систематической работы по переводу трудов отца Роберта на русский язык ныне не ведется», а «широкому российскому читателю его основные монографии и концептуальные работы по-прежнему остаются неизвестными».

Исследования Тафта сыграли большую роль в объединении христиан, наследующих разные литургические традиции. Так, благодаря его трудам фактически было восстановлено евхаристическое общение между Ассирийской церковью Востока и Халдейской, отделившейся от нее в юрисдикцию папы Римского. Об этом рассказал в докладе «Признание анафоры Аддай и Мари Святым престолом в 2001 году: богословский вклад отца Роберта Тафта» священник Штефан Липке, SJ, директор Института святого Фомы. В анафоре Аддай и Мари, используемой в Ассирийской церкви, отсутствуют установительные слова («это есть тело Моё», «это есть кровь Моя»), которые всегда присутствуют в тексте и католической, и православной литургии. Может ли считаться такая анафора евхаристической молитвой и, следовательно, могут ли ассирийцы причащаться вместе с католиками? Поскольку «не следует “вчитывать” в древнюю литургию более современные богословские интерпретации, а скорее стоит обращаться “ad fontes” – к источникам, ища в древних литургиях раннее сознание верующей общины», архимандрит Роберт Тафт показал, что Ассирийская церковь «стоит в традиции Тайной вечери и совершает настоящую Евхаристию так же, как все католические, православные и коптские церкви».

Священник Штефан Липке, SJ, директор Института святого Фомы

Священник Штефан Липке, SJ, директор Института святого Фомы

Оставаясь академическим исследователем, чей научный стиль даже называли «германским», архимандрит Роберт всегда имел в виду экклезиологическую перспективу, стремясь «во всяком литургическом источнике видеть в первую очередь свидетельство об эпифании, экзистенциальном присутствии Бога», подчеркнул заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян. Тезисы, которые Тафт формулирует в статье «Что делает литургия?» («What Does Liturgy Do?»), показывают, что он говорит о реальности Церкви, о самых основаниях жизни в Новом Завете. В последние годы ученого особенно интересовала проблема участия народа в богослужении и более широкий – экклезиологический – вопрос о роли мирян в жизни Церкви, потому он призывал своих учеников развивать литургическую науку в этом направлении.

Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян

Заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян

«Для нас важно осознавать, что литургическое наследие Запада и Востока может объединять, быть живым, – уверен ректор СФИ священник Георгий Кочетков, – и отец Роберт Тафт сделал очень много для того, чтобы вдохнуть жизнь в это наследие, чтобы все христиане лучше понимали друг друга не только на уровне богословских схем и построений, но и на уровне молитвы. Мы все хотим иметь единый доступ к престолу благодати и быть едиными, предстоя пред Отцом нашим Небесным».

Круглый стол «Литургическое наследие архимандрита Роберта Тафта. In Memoriam» состоялся в свято-Филаретовском институте 30 января. Его организаторами выступили Свято-Филаретовский институт и Институт святого Фомы. В круглом столе приняли участие представители православной, католической и лютеранской церквей.

Роберт Тафт родился 9 января 1932 года в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). В 1959 году был рукоположен во диакона, в 1963 во пресвитера византийского обряда. В 1960-е годы под влиянием профессора Хуана Матеоса он обратился к изучению языков и богослужения. Имел магистерские степени по философии (Бостонский колледж, 1956), русскому языку (Фордемский университет, 1961), богословию (Уэстон колледж, 1964), продолжал исследования в Папском восточном институте в Риме в качестве выпускника Папской коллегии Руссикум. Защитил докторскую диссертацию «Великий вход» по восточно-христианскому богослужению в 1970 году, после чего продолжил исследования по восточной филологии в Католическом университете Лувена в Бельгии.

С 1970 года главным местом служения отца Роберта был Папский Восточный институт в Риме, где он преподавал до 2008 года, долгое время занимал должность проректора (1995-2001) и профессора восточной литургики. Был главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta, Orientalia Christiana Periodica, основателем и главным редактором выпускаемого институтом с 1998 года журнала Anaphorae Orientales и редактором еще множества научных изданий. 

Среди его важнейших работ в области восточной литургики – диссертация «Великий вход» (1975), курс лекций «Богослужение суточного круга Востока и Запада» (1986) и многотомный труд всей его жизни «История литургии святителя Иоанна Златоуста».

Владел английским, французским, итальянским, немецким и русским языками. Преподавал в Англии, Армении, Бельгии, Болгарии, Ватикане, Венгрии, Германии, Греции, Египте, Индии, Ираке, Ирландии, Италии, Канаде, Нидерландах, России, Словакии, США, Турции, Украине, Франции.

Служил советником по богослужению Конгрегации по делам восточных церквей с 1983 года, был членом ряда комиссий при Ватикане. Основатель Североамериканской академии богослужения (NAAL) и Ассоциации иезуитских литургистов, член Национального комитета США по византийским исследованиям и других научных обществ, основатель Общества восточного богослужения (SOL).

Архимандрит Роберт Тафт был удостоен множества церковных и научных наград, был почетным профессором и членом-корреспондентом многих университетов и с большой заботой относился к развитию русской литургической школы, высказывая сожаление о том, что сейчас в нашей стране малодоступны современные исследования и научная периодика. С 2011 года архимандрит Роберт Тафт был попечителем Свято-Филаретовского православно-христианского института. 

Заведующий редакцией церковной музыки Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Никитин

Заведующий редакцией церковной музыки Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Никитин