Архимандрит Роберт Тафт: жизнь, посвященная литургии
«Я надеюсь, когда я уйду, по мне будет совершена русская панихида, и, может быть, даже ирландский тенор споет “Danny Boy” над моей могилой в память о моём ирландском происхождении, которым горжусь и которому глубоко признателен, несмотря на то, что проделал большое путешествие в восточном направлении, – писал архимандрит Роберт Тафт. – Что я думаю о потустороннем мире? Я об этом никогда не думал – что выглядит достаточно странным для католического священника. Но я твердо верю, что Господь пребывает со мной в настоящем и будет со мной и далее. Я не вижу смысла беспокоиться об этом, ибо я нахожусь в Его руках».
Архимандрит Роберт Тафт, которого называют создателем современной литургики и «учителем многих учителей», отошел ко Господу 2 ноября 2018 года, в день памяти всех усопших верных в Католической церкви.
«Я очень рад быть в этом собрании, – сказал папский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре, приветствуя участников круглого стола памяти отца Роберта Тафта в Свято-Филаретовском институте. – Папский институт, в котором служил отец Роберт, и создавался для того, чтобы углублять и развивать взаимоотношения между Востоком и Западом. За три года жизни в России я очень хорошо почувствовал, как важно это знание друг друга, чтобы рождалось и взаимное понимание, и сотрудничество».
Главный труд иезуитского учёного был посвящён истории литургии святителя Иоанна Златоуста, которая чаще всего совершается в православной церкви. О научном замысле этого многотомного исследования, подходе отца Роберта к разрешению литургических проблем и значении этого труда для литургической науки рассказал в докладе «Архимандрит Роберт Тафт, SJ: Жизнь, посвященная литургии» священник Эдвард Фарруджа, SJ, профессор факультета Восточных церквей Папского Восточного института.
Исследовательская методология, предложенная отцом Робертом Тафтом в работах о византийской богослужебной традиции, составляет неоценимый вклад в развитие литургической науки, отметила декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская. Задача литургики, как ее видел отец Роберт и его ученики, – не археология и не исследование богослужебных чинов самих по себе, но попытка проникнуть в опыт молитвы людей разных эпох. Литургические источники, рассмотренные вне историко-культурного и богословского контекста, мало что сообщают читателю, и необходимо привлечь множество сопутствующих свидетельств, чтобы воссоздать контекст их формирования и применения. Целостный подход отца Роберта предполагает использование данных филологии, философии, богословия, церковной и светской истории. Для метода Тафта принципиально значимой была связь истории богослужения с жизнью Церкви сегодня. Богослужение не было для Тафта лишь «объектом исследования». Оно пронизано его горячим интересом к традиции, любовью к молитве, а его исследования всегда были связаны с его собственной богослужебно-молитвенной практикой.
Библиография учёного насчитывает более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики. Зоя Дашевская отметила, что, к сожалению, «систематической работы по переводу трудов отца Роберта на русский язык ныне не ведется», а «широкому российскому читателю его основные монографии и концептуальные работы по-прежнему остаются неизвестными».
Исследования Тафта сыграли большую роль в объединении христиан, наследующих разные литургические традиции. Так, благодаря его трудам фактически было восстановлено евхаристическое общение между Ассирийской церковью Востока и Халдейской, отделившейся от нее в юрисдикцию папы Римского. Об этом рассказал в докладе «Признание анафоры Аддай и Мари Святым престолом в 2001 году: богословский вклад отца Роберта Тафта» священник Штефан Липке, SJ, директор Института святого Фомы. В анафоре Аддай и Мари, используемой в Ассирийской церкви, отсутствуют установительные слова («это есть тело Моё», «это есть кровь Моя»), которые всегда присутствуют в тексте и католической, и православной литургии. Может ли считаться такая анафора евхаристической молитвой и, следовательно, могут ли ассирийцы причащаться вместе с католиками? Поскольку «не следует “вчитывать” в древнюю литургию более современные богословские интерпретации, а скорее стоит обращаться “ad fontes” – к источникам, ища в древних литургиях раннее сознание верующей общины», архимандрит Роберт Тафт показал, что Ассирийская церковь «стоит в традиции Тайной вечери и совершает настоящую Евхаристию так же, как все католические, православные и коптские церкви».
Оставаясь академическим исследователем, чей научный стиль даже называли «германским», архимандрит Роберт всегда имел в виду экклезиологическую перспективу, стремясь «во всяком литургическом источнике видеть в первую очередь свидетельство об эпифании, экзистенциальном присутствии Бога», подчеркнул заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян. Тезисы, которые Тафт формулирует в статье «Что делает литургия?» («What Does Liturgy Do?»), показывают, что он говорит о реальности Церкви, о самых основаниях жизни в Новом Завете. В последние годы ученого особенно интересовала проблема участия народа в богослужении и более широкий – экклезиологический – вопрос о роли мирян в жизни Церкви, потому он призывал своих учеников развивать литургическую науку в этом направлении.
«Для нас важно осознавать, что литургическое наследие Запада и Востока может объединять, быть живым, – уверен ректор СФИ священник Георгий Кочетков, – и отец Роберт Тафт сделал очень много для того, чтобы вдохнуть жизнь в это наследие, чтобы все христиане лучше понимали друг друга не только на уровне богословских схем и построений, но и на уровне молитвы. Мы все хотим иметь единый доступ к престолу благодати и быть едиными, предстоя пред Отцом нашим Небесным».
Круглый стол «Литургическое наследие архимандрита Роберта Тафта. In Memoriam» состоялся в свято-Филаретовском институте 30 января. Его организаторами выступили Свято-Филаретовский институт и Институт святого Фомы. В круглом столе приняли участие представители православной, католической и лютеранской церквей.
Роберт Тафт родился 9 января 1932 года в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). В 1959 году был рукоположен во диакона, в 1963 во пресвитера византийского обряда. В 1960-е годы под влиянием профессора Хуана Матеоса он обратился к изучению языков и богослужения. Имел магистерские степени по философии (Бостонский колледж, 1956), русскому языку (Фордемский университет, 1961), богословию (Уэстон колледж, 1964), продолжал исследования в Папском восточном институте в Риме в качестве выпускника Папской коллегии Руссикум. Защитил докторскую диссертацию «Великий вход» по восточно-христианскому богослужению в 1970 году, после чего продолжил исследования по восточной филологии в Католическом университете Лувена в Бельгии.
С 1970 года главным местом служения отца Роберта был Папский Восточный институт в Риме, где он преподавал до 2008 года, долгое время занимал должность проректора (1995-2001) и профессора восточной литургики. Был главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta, Orientalia Christiana Periodica, основателем и главным редактором выпускаемого институтом с 1998 года журнала Anaphorae Orientales и редактором еще множества научных изданий.
Среди его важнейших работ в области восточной литургики – диссертация «Великий вход» (1975), курс лекций «Богослужение суточного круга Востока и Запада» (1986) и многотомный труд всей его жизни «История литургии святителя Иоанна Златоуста».
Владел английским, французским, итальянским, немецким и русским языками. Преподавал в Англии, Армении, Бельгии, Болгарии, Ватикане, Венгрии, Германии, Греции, Египте, Индии, Ираке, Ирландии, Италии, Канаде, Нидерландах, России, Словакии, США, Турции, Украине, Франции.
Служил советником по богослужению Конгрегации по делам восточных церквей с 1983 года, был членом ряда комиссий при Ватикане. Основатель Североамериканской академии богослужения (NAAL) и Ассоциации иезуитских литургистов, член Национального комитета США по византийским исследованиям и других научных обществ, основатель Общества восточного богослужения (SOL).
Архимандрит Роберт Тафт был удостоен множества церковных и научных наград, был почетным профессором и членом-корреспондентом многих университетов и с большой заботой относился к развитию русской литургической школы, высказывая сожаление о том, что сейчас в нашей стране малодоступны современные исследования и научная периодика. С 2011 года архимандрит Роберт Тафт был попечителем Свято-Филаретовского православно-христианского института.