Андрей Тесля: «Для меня славянофильство — это конкретный круг людей»

12 декабря в Санкт-Петербурге в книжном пространстве «Даль» состоялась презентация новой книги Андрея Тесли «Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история» (М.: СФИ, 2024). Автор — историк русской общественной мысли, научный руководитель Центра исследования русской мысли ИОиГН БФУ им. И. Канта, кандидат философских наук.
Представляя свою книгу петербургским читателям, Адрей Тесля рассказал о различных подходах к пониманию славянофильства, познакомил участников встречи с основными темами и мыслями, волновавшими умы представителей этого духовного и интеллектуального направления. Автор книги подчеркнул особую роль, которую играли отношения между всеми членами этого круга в формировании их мысли, и в подтверждение продемонстрировал вошедшую в издание таблицу, отражающую родословные связи ранних славянофилов.
«У самого слова “славянофильство” богатая, разная, своеобразная история. И если мы проследим за тем, что называли славянофильством в истории и что сейчас так называют, то получим очень разные трактовки, — уточняет Андрей Тесля. — Для меня славянофильство — это конкретное историческое явление. То есть это не вневременной феномен, это не то, о чём можно говорить применительно к временам Московской Руси или к идейным спорам XX века. Это конкретный круг людей, конкретная интеллектуальная общественность. Тут принципиально важно, что это именно круг людей».

«Мы можем видеть, как устроен славянофильский круг. До того, как стать славянофилами, они являются соседями, родственниками, знакомыми. Их связывает очень многое до всякой идейной общности, — говорит Андрей Тесля. — И именно поэтому славянофильская идейная общность может выдержать очень сильные разногласия в своём кругу. Согласие по определённым идеям не является единственным, что держит их вместе. В славянофильском круге одновременно Иван Сергеевич Аксаков может заявлять, что он близок Герцену, а другая часть этого маленького круга — тут же искать просветления в Оптиной пустыни. Если Аксаков в этот момент будет говорить, что всё хорошо, но надо бы лавки обязательно в церкви ввести, желательно со спинками, а другие прямо тут же будут восхищаться поэтикой православного богослужения, это не будет разногласием, ведущим к разрыву общения, к тому, что они перестанут осознавать себя единым кругом. Более того, славянофильский круг так или иначе переживёт и целый ряд разногласий — и сохранится».
В презентации приняли участие профессор СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена доктор филологических наук Юлия Балакшина и руководитель издательства, старший преподаватель СФИ Кирилл Мозгов, а также петербургские читатели книги, которые смогли задать автору вопросы о современном осмыслении славянофильства и получить исчерпывающие ответы.