Перейти к основному содержимому

31 января состоялось заседание секции «Христианство и наука» XV Международных Рождественских чтений

Enter caption here

31 января в рамках XV Международных Рождественских чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» состоялось заседание секции «Христианство и наука» под председательством архиепископа Верейского Евгения. С докладами выступили представители МГУ, Института философии РАН, РУДН, Санкт-Петербургской духовной академии, Свято-Филаретовского института и других вузов и научных институтов.

Обсуждение было преимущественно посвящено вопросу возможности синтеза науки и религии, поиску связи между метафизическими реальностями за границами физического мира и христианской метафизикой.

Интерес собравшихся вызвал доклад к.ф.-м.н, прот. Александра Геронимуса «Категория бытия в богословии и науке». Докладчик призвал «не объединять науку с религией, различать эти две области, как несовместимые до конца». Он высказался критически, оценив классическую науку как сферу абстрактных моделей, которые заслоняют от человека подлинную реальность, поселяют человека в искусственном мире. Иной подход, по мнению докладчика, развит неклассической наукой, в частности квантовой механикой, которая включает сознание в картину мира.

Свой доклад «Эсхатологический аспект научной рациональности» представил преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института к. филос. н., Григорий Борисович Гутнер. Он предложил увидеть в науке не только теории и мировоззренческие проблемы, но «людей и их общение, в котором существуют нормы и ценности, являющиеся своего рода трансформацией более глубоких, личностных и коммуникативных норм, связанных с христианской этикой». Докладчик подчеркнул, что ученые в своей деятельности «подспудно руководствуются неким идеалом универсальности, завершенности полноты знания, который принципиально не осуществим в исторической перспективе, и которого наука сама по себе не может достичь никогда. Но этот идеал  выступает как императив научной деятельности. И этот парадокс — это собственно парадокс христианской этики, которая с одной стороны живет уже в некой полноте Божественного присутствия, полноте осуществленности Истины, а с другой стороны находится в состоянии становления и в реальной исторической перспективе всегда в незавершенности».

Информационная служба СФИ

Все новости