Перейти к основному содержимому

О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе 

28 сентября в актовом зале Института философии РАН открылась организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, журналом «Вестник РХД» и РГГУ международная научно-богословская конференция «О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе». Пятнадцатая в ряду традиционных осенних конференций СФИ, она вновь, как и в прошлом году, не только через свое название, являющееся косвенной цитатой из статьи «Будущее христианства в Европе», но и самим содержанием обращена к памяти и жизненному опыту Сергея Аверинцева.

На торжественном открытии конференции с приветствием выступил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата свящ. Михаил Прокопенко. «Важно, что сегодня тема противостояния злу собрала людей, которые всецело преданы этому христианскому делу», – сказал он. В своем слове он отметил «бурный рост» Русской православной церкви в наше время и связанные с этим сложности, важнейшей из которых является наличие различных внутренних течений и групп. Но «огромным достижением» РПЦ, по словам отца Михаила, является сохранение целостности церкви, то, что она «не дала растянуть себя по партийным группировкам», собрав и примирив всех «разномыслящих» у евхаристической чаши. Опасность церковных расколов отец Михаил считает «одним из страшных зол», с которым надлежит бороться, опираясь на опыт прошлого, и особенно – послереволюционных лет в России. Священник Георгий Кочетков поблагодарил руководство ОВЦС МП за внимание, проявленное к конференции СФИ.

Доклад епископа Серафима (Сигриста) (Американская православная церковь) сразу поставил обсуждение в эсхатологическую перспективу. По словам докладчика, именно этот контекст проблемы противостояния злу церковь отчасти утратила в константиновский период своей истории. Углубившись в аскетическое противостояние злу в собственной душе каждого ее члена, она как бы вышла тем самым из исторического времени в его устремленности к метаистории.

Ректор Свято-Филаретовского института, профессор священник Георгий Кочетков в своем докладе, посвященном нашему современному контексту мирного и непримиримого противостояния злу, подчеркнул, что вопрос о различении добра и зла – это один из наиболее «взрослых» вопросов. По словам докладчика, главным обличьям зла в современном обществе – расколотости, нецелостности человека и его индивидуализму, проявляющимся прежде всего в необщительности и неблагодарности, можно противостоять исцелением. Исцеление же связано только с одним – с вдохновением, через которое только и возможно переплавить все внутреннее существо человека. Но такое спасение «от рода сего развращенного» невозможно в одиночку, для него необходимо общение в единении и любви. Местом такого общения может стать духовная семья, существующая в форме общины, братства или в какой-либо иной.

Редактор журнала «Вестник РХД» Никита Струве (Париж) обратился к теме границ толерантности, невозможной в тех случаях, «когда имеешь дело с властью, насаждающей нечто недолжное или с ложью». И то, и другое докладчик связал прежде всего с «богоубийственной, а вследствие этого и человекоубийственной» советской властью. Вспомнив опыт митрополита Евлогия, описанный Мережковским как «тихое “нет”», которое, каким бы тихим оно ни было, все равно не становится «да», Никита Струве обратился и к сегодняшнему опыту православной русской эмиграции, столкнувшейся с ложью и клеветой. Он подчеркнул, что для противостояния лжи очень важно трезвение как поиск наибольшей чувствительности к подлинности.

В центре доклада доктора исторических наук, президента РГГУ Юрия Афанасьева «Мера терпимости в отношении к злу в российском обществе» оказалась проблема смешения добра и зла, неразделимости в советской действительности палача и жертвы, которые часто, меняясь местами, присутствовали в одном человеке. Именно в этом ученый видит причину того, что не произошло активного неприятия, не индивидуального, а общего осуждения советской эпохи – эпохи, когда ложью жили едва ли не большинство людей.

Священник Владимир Зелинский (Брешия, Италия), вспомнив свое личное участие в публикации за рубежом бесед одного из исповедников веры советского времени, обратил внимание на то, что в «религиозном самиздате» сталинской и хрущевской эпохи не было анализа земных истоков претерпеваемых скорбей. Кризисом Востока считает докладчик невидение зла вокруг себя, его спиритуализацию. Подчеркнув, что сегодня, когда история меняется так, как никогда не менялась прежде, эта позиция становится все более духовно опасной, отец Владимир задается вопросом: доколе наша православная чувствительность к любому злу, находящемуся в нашей душе, будет соседствовать с безразличием ко всему, что находится вне ее?

Тему опасности неразличения добра и зла продолжила поэт Ольга Седакова. Соглашаясь с тем, что бытовой моральный агностицизм вырастает из признания того, что окончательное разделение добра и зла произойдет уже не здесь, она отметила, что одновременно он связан и с нежеланием делать усилие и испытывать глубокую, подлинную причастность к происходящему вокруг. Это становится все более насущной задачей, потому что в общественном сознании самыми различными способами происходит постоянное смешение добра и зла – вплоть до поклонения злу и его носителям (Сталину, Берии, Ивану Грозному, который в народных песнях называется «надежа, православный царь»). В этой ситуации настоящим нонконформизмом является не разрушение общепринятых моральных систем, а наоборот, их утверждение.

Доклады вызвали оживленную дискуссию, затронувшую такие вопросы, как опасность гностической и по сути нехристианской идеологии евразийства, расширяющей ныне свое влияние; разница в дореволюционных и советских искажениях отношения к своей греховности; особенности западного и восточного менталитета в контексте рассматриваемой проблемы и многие другие.

Закончивший пленарное заседание доклад  Виктора Котта был посвящен традиции противостояния тому злу, которое церковь обнаруживала внутри своей внешней, канонической ограды. Обратившись к святоотеческим текстам и опыту исповедников XX века, докладчик напомнил, что главным здесь было прежде всего обличение и анализ проникшего в церковь зла. Противостоять мертвящему духу «системы» святые предполагали через восстановление в ней духа общения. Докладчик напомнил, что судьба большинства святых, бравшихся за подвиг обличения, была трагична – они претерпевали гонения от лжебратий, нередко заканчивающиеся гибелью.

Завершил первый день работы трехдневной конференции круглый стол «Опыт противостояния злу в XX веке». Живые свидетельства его участников, среди которых были протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Павел Адельгейм, священник Георгий Кочетков, Никита Струве, Владимир Илюшенко, Александр Огородников, Елена Чуковская, Сергей Юрский,  Елена Сморгунова представили собой подробную картину мирного и непримиримого противостояния злу в сравнительно мало изученные в истории церкви и общества 60-80-е годы XX века.

В конференции в первый день ее работы приняли участие около 600 человек из 11 стран, 45 городов, 19 епархий, 3 патриархатов, в том числе более 20 священнослужителей. Кроме православных, среди участников были католики, англикане, пресвитериане, гуситы, лютеране.