Перейти к основному содержимому

«Заповедник сакральности» или чудо?

Ректор СФИ

– Сегодня в обществе ощущается усталость от бесконечного релятивизма и стёба, – сказала профессор ГУ Галина Брандт. Она заметила, что на тоску по свежему воздуху, по подлинности скорее отвечает театр, когда ставит духовно острые проблемы: отцовства, преступления, надежды. Но человек, переступающий порог храма, с постановкой таких вопросов не сталкивается.

Проректор ГУ по науке Людмила Мясникова призналась, что не встречает в церкви радости, внимательности к инаковости людей и пространства, в котором становилась бы ясно различимой граница между ложью и истиной, красотой и безобразием.

Парадокс в том, что в диалоге по вопросам духовной жизни церковь часто оказывается в маргинальном положении. Причем, как отметила главный научный сотрудник Уральского отделения Российской академии наук Елена Степанова, зачастую церковь сама ищет места «на обочине», уходит от неудобных вопросов и вызовов современности в «гетто». Так, недавно дискутировавшийся закон о защите чувств верующих выглядит как их претензия на особый статус.

«Установление диалога связано с различением подлинного и неподлинного, – считает ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – В области общественных отношений есть множество симулякров, фальшивок, которые уводят от общения. Пока еще мы живём в постсоветском пространстве, в котором множество кривых зеркал. Общество видит церковь совершенно криво. То, что оно видит в церкви, – это еще не церковь».

Оппозиция подлинного и неподлинного пронизывает существо церкви, сама церковь ставит эту проблему в центр своего бытия, сказал заведующий кафедрой богословия и литургики СФИ Давид Гзгзян. Именно с подлинностью связано наличие в церкви созидательной энергии.

Вопрос о защите чувств верующих, как и «кампания вокруг барышень из ХХС» вообще не имеют религиозного содержания. Это и есть подделки, которые говорят лишь о различных тенденциях и интересах в нашем обществе и о его бурной реакции на неуклюжие ответные высказывания отдельных церковных деятелей. Сама же Церковь молчит об этом, потому что и так всем всё ясно, считает отец Георгий.

Проблема в том, что сегодня, как и в советское время, голос церкви не звучит и по более важным, собственно духовным вопросам, убеждён ректор СФИ. Церкви, как и обществу, ещё предстоит обрести своё лицо и свой голос. Здесь гуманитарная наука может сыграть огромную положительную роль.

Говоря о проблемах современного общества, ректор ГУ Лев Закс указал на кризис личной ответственности, моральной культуры и социальности как способности к внятному общению и кооперации. «Неизжитые негативы прошлого братаются с современными. Достоинства прошлой цивилизации исчезают, корёжатся, испытывают ущерб, а качества новой проявляют себя крайне извращённо», — сказал он.

Лев Закс считает, что церковь, возвращаясь после трагического исторического провала XX века в цивилизационный ряд, обращается к обществу на непонятном языке, «в плюсквамперфекте», и с трудом успевает за быстро меняющимся миром.

Хотя внешние церковные структуры часто отстают и выглядят маргинальными, подлинное обновление нигде не происходит быстрее, чем в церкви, возразил отец Георгий. «Ведь это обновление связано с обновлением личности, а личность может возродиться в один миг. Скорость – это намёк на чудо, на возможность не где-то за облаками, а здесь обрести те качества, о которых ты только мечтал или которые видел на примерах других. Проблемы начинаются при социализации этих качеств. Нам хочется, чтобы церковь могла здесь показать пример, но чтобы и в нашем обществе было это же обновление».

Языка, который был бы заведомо понятен и церкви, и обществу, не существует, уверен заведующий кафедрой философии СФИ Григорий Гутнер. Ведь церковь так же неоднородна, как общество. Общий язык вырабатывается внутри небольших сообществ, и важно нащупать темы для разговора, понять предмет общей озабоченности. В данном случае это личность, подлинность. Нужно достигать в этом диалоге цели, чтобы в нем выявлялась эта подлинность. Конструктивнее говорить не о церкви и обществе, а лично о себе.

Когда мы говорим о диалоге церкви и общества, то искусственно отделяем одно от другого, согласна Елена Степанова. Никакой стены между ними нет: они состоят из одних и тех же людей. Многие воспринимают церковь как «заповедник сакральности» (должно же быть в мире что-то стабильное!) и возлагают на неё ложные ожидания, на которые она не может и не должна ответить. «Диалог, подобный сегодняшнему, как и явление православных братств, дает возможность избежать ожидания “больших вещей” и перейти на локальный уровень простого разговора, который дает подлинную перспективу», – отметила она.

В разговоре также приняли участие ученый секретарь СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский; декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Шилкина; доцент СФИ и РГГУ кандидат исторических наук Алексей Журавский; доцент Академии Госслужбы, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии кандидат философских наук Леонид Чернов и другие.