Встреча в Оксфорде
Митрополит Каллист встретил и поприветствовал гостей в храме Святой Троицы и Благовещения, рассказал об истории прихода, в котором сосуществуют русская и греческая общины, и об особо значимых храмовых иконах, после чего беседа продолжилась за чаем.
Владыка, в частности, рассказал о своем приходе в Православие в 1958 году.
«На меня более всего повлияли труды Алексея Хомякова, – сказал митрополит Каллист. – Я не встречал других людей, которые бы перешли в православие под его влиянием, но для меня это было именно так».
Также среди повлиявших на него богословов митрополит Каллист назвал Владимира Лосского, владыку Василия Кривошеина, отца Георгия Флоровского, Николая Зёрнова.
«К сожалению, мне не посчастливилось лично застать отца Сергия Булгакова, еще одного из наиболее значимых богословов XX столетия, – добавил митрополит Каллист. – Но хотя на меня оказали столь сильное влияние именно русские богословы, я присоединился не к Русской, а к Греческой церкви, к Вселенскому патриархату. Тому было несколько причин. Тогда, в 1950-е годы, Русская церковь была разделена на Московскую и Зарубежную. К счастью, сейчас они объединились, но тогда между ними даже не было евхаристического общения. Присоединившись к Константинопольскому патриархату, я мог сохранить общение с обеими частями Русской церкви. Другой причиной, повлиявшей на мое решение, стало, конечно, то, что я знал греческий язык, но не знал русского».
Говоря о главных вызовах современности, владыка обратил внимание на то, что в XX веке важнейшим направлением богословия была экклезиология, а в XXI веке на первое место выходят проблемы христианской антропологии. Узнав, что в последние годы именно над этой проблематикой работает отец Георгий, владыка это горячо поддержал.
Главной опасностью, угрожающей современной церкви, митрополит Каллист Уэр назвал секуляризм: «Коммунисты были открытыми врагами церкви, с таким врагом легче вступить в диалог. Секуляризм – это скрытый враг».
«Владыка, мы обычно дополняем этот тезис: на Западе самая большая опасность – секуляризм, саддукейство, а на Востоке – фундаментализм, ведь по сути это та закваска фарисейская, от которой предостерегал нас Господь», – сказал отец Георгий.
«Да, это интересная мысль, – согласился митрополит Каллист. – Это огромная ошибка – превращать православие во что-то негативное, отвергающее все, что не попадает в «узкие рамки». В этом случае оно утрачивает свое внутреннее содержание. В богословской мысли начала XX века, у Булгакова, Бердяева, Лосского, Флоровского, меня больше всего привлекает то, что это были искатели, они не только знали и почитали свою традицию, но и были готовы учиться у западной культуры и философии. Они понимали, что православие – это утверждение, а не отрицание».
Также в ходе беседы отец Георгий и Дмитрий Гасак рассказали об основных направлениях образовательной и научной работы СФИ.
«Вы делаете очень важное дело, и да пребудет на вас благословение Господне», – сказал в заключение митрополит Каллист.