Перейти к основному содержимому

«Вестник духа и смысла»

16-17 ноября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялась международная конференция, посвященная 90-летию издательства «ИМКА-Пресс» и выходу 200 номера журнала «Вестник РХД».
Никита Струве

Старейший журнал русского зарубежья впервые вышел в 1925 году как информационный бюллетень Русского христианского студенческого движения (РСХД), объединявшего с 1920-х годов русскоязычную христианскую молодежь в Европе. Ключевую роль в создании самого движения сыграла международная христианская ассоциация ИМКА (YMCA – The Young Men’s Christian Association).

Деятельность ИМКА в России началась в 1900 году и находила одобрение со стороны патриарха Тихона. Именно в этом движении впервые зародились религиозные кружки, целью которых было служение братскому единению и духовному пробуждению студентов. Среди них были выдающиеся философы, богословы, поэты, композиторы, священники: Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Иван Бунин, Владимир Марцинковский, будущий священномученик Владимир Амбарцумов. Благодаря издательской деятельности ИМКА, которая после переворота 1917 года продолжалась за пределами советской России, увидели свет книги протоиерея Сергия Булгакова, Николая Бердяева, протопресвитеров Александра Шмемана и Николая Афанасьева, Александра Солженицына. Как рассказала ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН доктор философских наук Евгения Иванова, во время голода 1921-1924 годов ИМКА была едва ли не единственной организацией, спасавшей от голодной смерти советских «лишенцев».

Перед революцией ИМКА осознала, что студенческий мир имеет в XX веке первостепенное значение, чего Россия тогда еще не понимала. И они стали организовывать в России студенческие кружки, – сказал директор издательства «ИМКА-Пресс» Никита Струве, возглавляющий «Вестник РСХД» последние 50 лет. – Я застал деятелей ИМКА 50-60 лет назад выдающимися в культурном и нравственном отношении людьми.

Он вспомнил руководителей движения – первого лауреата Нобелевской премии мира, крупнейшего религиозного деятеля конца XIX – начала XX веков Джона Мотта и его секретаря и преемника Пола Андерсона, в 1918 году арестованного ЧК и высланного из России.

О том, как складывались взаимоотношения между издателями и авторами «ИМКА-Пресс», рассказала доцент Страсбургского университета, член редколлегии «Вестника РХД» Татьяна Викторова. Она показала письма Алексея Ремизова Полу Андерсону, Николаю Бердяеву и Борису Вышеславцеву, возглавлявшим в разные годы «ИМКА-Пресс».

Наталия Солженицына рассказала, как вечерами перепечатывала на машинке Пастернака, Цветаеву, – и таких людей, сохранявших русскую культуру, было немало.

«В начале 1960-х годов к нашему самиздату стал добавляться тамиздат, – сказала она о знакомстве с «ИМКА-Пресс» и «Вестником РСХД». – Мы поняли, что “на том берегу” продолжалась напряженная интеллектуальная и духовная жизнь и что с революцией расцвет русской религиозной философии начала века не прервался, а принес в изгнании невиданные плоды, которые от нас прятали. У меня не было ни знания, ни предчувствия, что цветет такая пышная отрубленная от России ветвь русской культуры».

Продолжая слова Наталии Дмитриевны, ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков сказал, что опыт русской эмиграции первой волны и жизнь в Советском союзе, – это даже не две ветви, а два разных мира. Он напомнил о радикальном разрыве в церковной традиции и культуре, который произошел в России в XX веке.

«Мы чувствовали, что через «Вестник» открывается какой-то другой мир, – сказал отец Георгий, вспоминая свое знакомство с журналом в 1970-е годы. – Здесь культура и духовное творчество обретали какие-то новые краски, не было границы между церковью и культурой, богословием и практической церковной жизнью. Это дух, который нужно воспринять и восполнить».

Зарубежный и постсоветский мир не могут существовать сами по себе, убежден отец Георгий. Опыт пострадавших в России новомучеников и исповедников внутренне связан с традицией Поместного собора 1917-18 года, с зарубежной русской культурой и религиозной мыслью XX века. И пока весь этот опыт, имеющий мировое значение, не воспринят церковью, она не может двигаться дальше.

Антуан Нивьер, доктор наук, профессор Университета Лотарингии (Франция) рассказал об истории YMCA и РСХД, опираясь на воспоминания и архивы митрополита Евлогия (Георгиевского). Также он показал участникам конференции фильм о движении YMCA и первых съездах РСХД. В кадрах кинохроники и на фотографиях перед зрителями предстали митрополит Евлогий, епископ Кассиан (Безобразов), Николай Бердяев, монахиня Мария (Скобцова).

Доцент Университета Париж-Дидро (Франция) Даниил Струве представил выходящий с 1958 года журнал «Messager Orthodoxe» – французский аналог «Вестника».

Также выступили председатель РСХД Кирилл Соллогуб, доктор исторических наук Сергей Бычков, поэт и переводчик, кандидат филологических наук Ольга Седакова, священник Владимир Зелинский, доцент исторического факультета Северо-Западного колледжа (США) Мэт Миллер и другие. Конференция завершилась круглым столом, посвященным матери Марии (Скобцовой) и одному из основателей «Вестника РХД», недавно прославленному мученику Ивану Лаговскому.

Издатели рассказали, что первые 100 номеров «Вестника РХД» в настоящее время оцифрованы и доступны на сайте издательства «Русский путь».

 заслуженный профессор университета Париж-Нантер
 директор издательства «YMCA-Press»
 главный редактор «Вестника РХД»

Ретроспективная выставка изданий «ИМКА-Пресс» в Библиотке-фонде «Русское зарубежье»
Кирилл Соллогуб
 доцент кафедры физики Парижского университета
 председатель РСХД (Франция)
Даниил Струве
 президент Русского Благотворительного Фонда Александра Солженицына
Ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков
Доцент Страсбургского университета