Перейти к основному содержимому

В Свято-Филаретовском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ

17 июня в Свято-Филаретовском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Государственная аттестационная комиссия работала под руководством ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института доктора исторических наук Алексея Мазурова. По итогам защит девятнадцати соискателям была присвоена степень бакалавра богословия.
Enter caption here

В работе Ольги Синицыной была подробно реконструирована педагогическая деятельность Александры Штевен-Ершовой в контексте изменений, происходивших в народном образовании в России конца XIX века. Соискательница рассмотрела особенности учебного процесса в школах А.А. Штевен, в частности, необычную не только для государственных, но и для церковных школ того времени практику построения уроков на основе чтения Евангелия.

Соискательница Валентина Савескул исследовала структуру, смысловые акценты и особенности совершения в различных литургических традициях чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, который в современной практике непосредственно примыкает к таинству крещения. Проанализировав источники, она сделала ряд выводов о возникновении и развитии данного чина, в том числе о его генетической связи с экзорцизмами, таинством предкрещального покаяния и принесением обетов крещения. По своему смыслу чин отречения от сатаны и сочетания со Христом представляет собой акт решительного размежевания катехумена с прошлым, в котором он был порабощен злу. Одна из тенденций в историческом развитии чина — что при его внешнем усложнении или разрастании (например, многократном повторении формулы отречения) редуцируется его важнейшая смысловая часть — сама подготовка к крещению и свидетельство о покаянии и вере крещаемого.

Сергей Чусов рассмотрел содержание понятий «ересь» и «раскол», сравнив их употребление в трудах св. Иринея Лионского и св. Киприана Карфагенского — отцов церкви, в трудах которых указанные понятия занимают заметное место. Рассмотрев конкретные виды ересей и расколов, против которых они выступали, автор работы выявил критерии, которые могут быть усмотрены за этим. Соискатель сделал выводы и по более общим вопросам о нормативном учении церкви и представлениях о ее границах, из которых исходили данные отцы.

Также состоялись защиты работ Ольги Ганшиной «Ветхозаветный триодный лекционарий в богослужении византийской традиции: состав и история формирования», Елены Семеновой «Переводческая деятельность в системе миссионерских взглядов Н.И. Ильминского», Ирины Шейченко «Образ Креста Господня в православной гимнографии и иконографии», Ольги Борисовой «Содержание и критерии подлинности богослужебной и личной молитвы в трудах и проповедях св. прав. Иоанна Кронштадтского», Елены Майзиль «Воплощение принципа церковности в катехизации древней церкви (I–V вв.)», Романа-Чингиза Бахадова «Община как экклезиологическая категория в проповедях и письмах архим. Сергия (Савельева) и сщмч. Сергия Мечёва» и других.

Алексей Мазуров, председатель Государственной аттестационной комиссии:

«Впечатление от работ очень хорошее. Работы ровные, уровень высокий, о чем свидетельствуют и выставленные оценки — “пятерки” и “четверки”. Очень интересна тема о совершении чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, запомнилась работа о выдающемся деятеле педагогики конца XIX века Александре Алексеевне Штевен-Ершовой, а также о представлениях свв. Иринея Лионского и Киприана Карфагенского о ересях и расколах. Думаю, защиты стали и важным этапом личностного роста для каждого студента. Защитив такую работу, человек сам начинает на многие вещи смотреть по-другому».

Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ:

«Каждая работа позволила показать квалификацию студента, в чем и состоит ее главная задача, и в то же время проработать, обобщить, подытожить какой-то важный материал для церковной истории, литургики, богословия, догматики. Там, где, казалось бы, все уже испытано и перепахано, на самом деле можно увидеть проблему, если есть живой, верующий и заинтересованный взгляд, как, например, в работе Сергея Чусова. Проблема, которую он осветил, показывает, что прикрываясь словосочетанием "яко святые отцы рекоша", мы на самом деле плохо знаем аутентичные тексты, плохо знаем, о чем отцы на самом деле “рекоша” и “писаша” и в чем было существо их полемики или богословской аргументации. Точно так же и в работе Валентины Савескул было очень важно не только проследить историю появления и развития чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, но и разобраться в существе дела, в том, какое место этот чин занимает в процессе катехизации. Можно вспомнить работу Ирины Шейченко, которая собрала и обобщила все богослужебные тексты, посвященные Кресту Господню. Оказывается, до нее такой кропотливый труд просто никто не проделывал.

Для каждого студента важными были и усердие, и личный интерес к теме, и серьезная проработка вопроса. Именно это сочетание позволяет студенту показать свою квалификацию и в то же время вложить что-то — пусть малое, пусть скромное — в сокровищницу церковной мысли. Зачем перепевать уже сказанное другими? Очень важно сказать что-то новое. Господь говорит: "Вот, Я творю все новое" (Откр 21:5). И в науке ценится прежде всего именно это. Всегда можно услышать вопрос: какова научная новизна исследования? А мы не всегда решаемся осветить ту или иную проблему, разобраться в том или ином вопросе. Само образование и должно порождать такой интерес».

Фото: Александра Строцева

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО «Сбербанк России»
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225