В СФИ состоялись защиты выпускных квалификационных работ
В работе Ольги Синицыной была подробно реконструирована педагогическая деятельность Александры Штевен-Ершовой в контексте изменений, происходивших в народном образовании в России конца XIX века. Соискательница рассмотрела особенности учебного процесса в школах А.А. Штевен, в частности, необычную не только для государственных, но и для церковных школ того времени практику построения уроков на основе чтения Евангелия.
Соискательница Валентина Савескул исследовала структуру, смысловые акценты и особенности совершения в различных литургических традициях чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, который в современной практике непосредственно примыкает к таинству крещения. Проанализировав источники, она сделала ряд выводов о возникновении и развитии данного чина, в том числе о его генетической связи с экзорцизмами, таинством предкрещального покаяния и принесением обетов крещения. По своему смыслу чин отречения от сатаны и сочетания со Христом представляет собой акт решительного размежевания катехумена с прошлым, в котором он был порабощен злу. Одна из тенденций в историческом развитии чина – что при его внешнем усложнении или разрастании (например, многократном повторении формулы отречения) редуцируется его важнейшая смысловая часть – сама подготовка к крещению и свидетельство о покаянии и вере крещаемого.
Сергей Чусов рассмотрел содержание понятий «ересь» и «раскол», сравнив их употребление в трудах св. Иринея Лионского и св. Киприана Карфагенского – отцов церкви, в трудах которых указанные понятия занимают заметное место. Рассмотрев конкретные виды ересей и расколов, против которых они выступали, автор работы выявил критерии, которые могут быть усмотрены за этим. Соискатель сделал выводы и по более общим вопросам о нормативном учении церкви и представлениях о ее границах, из которых исходили данные отцы.
Также состоялись защиты работ Ольги Ганшиной «Ветхозаветный триодный лекционарий в богослужении византийской традиции: состав и история формирования», Елены Семеновой «Переводческая деятельность в системе миссионерских взглядов Н.И. Ильминского», Ирины Шейченко «Образ Креста Господня в православной гимнографии и иконографии», Ольги Борисовой «Содержание и критерии подлинности богослужебной и личной молитвы в трудах и проповедях св. прав. Иоанна Кронштадтского», Елены Майзиль «Воплощение принципа церковности в катехизации древней церкви (I–V вв.)», Романа-Чингиза Бахадова «Община как экклезиологическая категория в проповедях и письмах архим. Сергия (Савельева) и сщмч. Сергия Мечёва» и других.
Алексей Мазуров, председатель Государственной аттестационной комиссии:
«Впечатление от работ очень хорошее. Работы ровные, уровень высокий, о чем свидетельствуют и выставленные оценки – “пятерки” и “четверки”. Очень интересна тема о совершении чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, запомнилась работа о выдающемся деятеле педагогики конца XIX века Александре Алексеевне Штевен-Ершовой, а также о представлениях свв. Иринея Лионского и Киприана Карфагенского о ересях и расколах. Думаю, защиты стали и важным этапом личностного роста для каждого студента. Защитив такую работу, человек сам начинает на многие вещи смотреть по-другому».
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ:
«Каждая работа позволила показать квалификацию студента, в чем и состоит ее главная задача, и в то же время проработать, обобщить, подытожить какой-то важный материал для церковной истории, литургики, богословия, догматики. Там, где, казалось бы, все уже испытано и перепахано, на самом деле можно увидеть проблему, если есть живой, верующий и заинтересованный взгляд, как, например, в работе Сергея Чусова. Проблема, которую он осветил, показывает, что прикрываясь словосочетанием “яко святые отцы рекоша”, мы на самом деле плохо знаем аутентичные тексты, плохо знаем, о чем отцы на самом деле “рекоша” и “писаша” и в чем было существо их полемики или богословской аргументации. Точно так же и в работе Валентины Савескул было очень важно не только проследить историю появления и развития чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, но и разобраться в существе дела, в том, какое место этот чин занимает в процессе катехизации. Можно вспомнить работу Ирины Шейченко, которая собрала и обобщила все богослужебные тексты, посвященные Кресту Господню. Оказывается, до нее такой кропотливый труд просто никто не проделывал.
Для каждого студента важными были и усердие, и личный интерес к теме, и серьезная проработка вопроса. Именно это сочетание позволяет студенту показать свою квалификацию и в то же время вложить что-то – пусть малое, пусть скромное – в сокровищницу церковной мысли. Зачем перепевать уже сказанное другими? Очень важно сказать что-то новое. Господь говорит: “Вот, Я творю все новое” (Откр 21:5). И в науке ценится прежде всего именно это. Всегда можно услышать вопрос: какова научная новизна исследования? А мы не всегда решаемся осветить ту или иную проблему, разобраться в том или ином вопросе. Само образование и должно порождать такой интерес».