Перейти к основному содержимому

Русская святая – Мария Парижская

На днях ее именем назвали одну из парижских улиц. Она была монахиней, поэтом, художником и мыслителем, но монашествовала не в монастыре, а в самой гуще жизни: в рабочих кварталах французской провинции, в домах для умалишенных, в бесчисленных трудах по организации санаториев, домов престарелых, общежитий, дешевых столовых, где бездомные, безработные, больные и никому не нужные не только могли найти себе приют и обед, но и приобщиться к русской культуре и христианской вере.
Монахиня Мария (Скобцова)

Монахиня Мария (Скобцова)

Во время Второй мировой войны и оккупации, спасая евреев и военнопленных, она погибла в газовой камере немецкого лагеря Равенсбрюк, до конца разделив участь гонимых. Об одной из самых ярких святых XX века – матери Марии (Скобцовой), преподобномученицы Марии Парижской, рассказывает исследователь ее творчества наш преподаватель Лидия Крошкина, которая вместе с группой преподавателей и выпускников СФИ недавно вернулась из Франции, где прошла выставка работ матери Марии.

Что было на выставке в Париже

Выставка была организована Русским христианским движением (РХД) в храме преподобного Серафима Саровского на rue Lecourbe. На небольшой площади деревянной храмовой стены были представлены настоящие сокровища: иконы и вышивки матери Марии, впервые собранные в одном месте. Работы, хранящиеся в этом храме, две вышивки из Крипты Александро-Невского собора: «встреча Марии и Елизаветы» и никому доселе неизвестная – «Покров Божьей Матери», а также вышивки из частных собраний, хранящихся в Париже. Две витрины с альбомом рисунков умирающей Насти (выполненных будущей монахиней, чтобы развлечь заболевшую менингитом четырехлетнюю дочь), некоторые рукописи, письма и фото. Экспонируемые иконы и вышивки – далеко не всё наследие матери Марии эмигрантского периода. Часть икон, которые хранятся в монастыре Знамения Божьей Матери Marcenat, Massif Central, а также рисунок из Колумбийского университета были представлены в фотографических копиях.

Смысловым и визуальным центром выставки был крест (предположительно выполненный сестрой Иоанной Рейтлингер) из храма Покрова Божьей Матери при общежитии на улице Лурмель, где было основано матерью Марией объединение «Православное дело». Перед этим крестом молились мать Мария, отец Сергий Булгаков, отец Дмитрий Клепинин. Вокруг креста – праздничные графические иконы матери Марии («Троица», «Преображение», «Вознесение», «Рождество Христово» и «Крещение»). «Преображение» мне показалось особенно замечательным своим пасхальным огненным фоном. Три облачения, вышитые матерью Марией. «Тайная Вечеря», одна из поздних вышивок, сделанная рельефным швом на сияющем фоне золотистых шелковых нитей, каждое лицо апостола (их одиннадцать, нет Иуды) – уникально и более чем выразительно говорит о написанном в богословском наследии матери Марии образе Церкви, живущей по принципу личностности и соборности. И, конечно, дошедший до нас платок из концлагеря, символически изображающий высадку союзников в Нормандии в стиле ковровой вышивки Байе.

На выставке представлен ряд икон, привезенных из разных мест и написанных разными авторами, с изображениями самой матери Марии как святой.

Выставка открылась 18 марта и началась с экскурсии, которую проводила секретарь редакции журнала «Вестник РХД» Татьяна Викторова. В храме было тесновато, поэтому экскурсия проходила стационарно при сидящем зале, для удобства экспонаты проецировались на экране.

После экскурсии состоялась конференция с четырьмя докладами. Елена Дмитриевна Клепинина-Аржаковская (дочь отца Дмитрия Клепинина – сотрудника матери Марии по «Православному делу», также канонизированного в 2004 году) говорила о последней не дошедшей до нас иконе матери Марии, которую она вышивала в лагере (Богородица с распятым Младенцем на руках). Она показала фреску из Тулуза, которая сильно впечатлила мать Марию и подвигла на создание подобного образа. Наталья Ликвинцева поделилась наблюдениями о связи дореволюционных рисунков матери Марии с ее поэзией. Также выступили Григорий Лопухин (актер, внук Никиты Алексеевича Струве) с рассказом о мистериях и отец Николай Чернокрак об эсхатологических взглядах святой.

Отец Николай Чернокрак

Отец Николай Чернокрак

«Не хочу я быть воспоминаньем»

Второй день работы выставки начался также с экскурсии (ведущей на сей раз была Елена Дмитриевна Клепнина-Аржаковская) и продолжился в формате круглого стола под названием «Не хочу я быть воспоминаньем, буду вам в грядущее призыв». Народу было очень много, мы еле-еле нашли стульчики, чтобы сесть как участники круглого стола, который был посвящен многочисленным рассказам о действии матери Марии в нашей жизни.

Здесь впервые прозвучало свидетельство Клер Дюкюрэ, дочери одной из соузниц матери Марии.

Ярко выступила вице-мэр XV округа Парижа госпожа Жислен Фонладосса, во многом благодаря которой 31 марта, в день памяти святой, в Париже появилась улица матери Марии.

Жислен Фонладосса, вице-мэр XV округа Парижа

Жислен Фонладосса, вице-мэр XV округа Парижа

Участвовал в круглом столе господин Кривописку из Музея Сопротивления под Парижем, он привез никому неизвестную салфетку, вышитую матерью Марией, ставшую сенсацией этого вечера.

Выступил Никита Алексеевич Струве, который неожиданно для всех заявил, что мать Мария прежде всего – поэт, хотя он (как исследователь Мандельштама) прежде ставил это под сомнение.

Директор издательства «ИМКА-Пресс» Никита Струве; историк, специалист в области геральдики, член Геральдического Совета при президенте РФ, выпускник СФИ Владимир Лавренов; преподаватель СФИ Лидия Крошкина

Директор издательства «ИМКА-Пресс» Никита Струве; историк, специалист в области геральдики, член Геральдического Совета при президенте РФ, выпускник СФИ Владимир Лавренов; преподаватель СФИ Лидия Крошкина

Выпускница нашего института Мария Лавренова рассказала о рождении в Твери Свято-Мариинского малого православного братства, названного в честь матери Марии.

А я рассказала о замысле предстоящей выставки матери Марии в Петербурге.

Возвращение в Россию

Инициатива организовать в России выставку художественных работ матери Марии, на которой было бы представлено ее дореволюционное и эмигрантское наследие, принадлежит отцу Сергию Гаккелю. Но мы бы хотели открыть экспозицию, посвященную не только ее художественным работам, но прежде всего самой матери Марии как личности.

Помните, как мать Мария писала о России? Труды объединения «Православное дело» она называла «лабораторией» для России и мечтала в концлагере, что если выживет, обязательно вернется на родину.

«Я поеду после войны в Россию – нужно работать там как в первые века христианства – проповедовать имя Божье служением, всей своей жизнью»; «на родной земле слиться с родной церковью» (из воспоминаний С.В. Носович).

Эта выставка для нас, наряду с выпуском в издательстве «Русский путь» пятитомника ее сочинений (на сегодняшний день вышел только первый, второй том ждем в ближайшие месяцы), – один из шагов возвращения матери Марии в Россию.

Тема предстоящей выставки – «Мы все стоим у нового порога» – строчка из последней эсхатологической поэмы матери Марии «Духов день».

Мы все стоим у нового порога,
Его переступить не всем дано,
Испуганных, отпавших будет много.
В цепи порвется лишь одно звено,
И цепь испорчена, тут оборвалась
Былая жизнь…

Мы в России сейчас очень остро переживаем этот новый порог, некую грань, к которой мы все приступили. Это связано с бесчисленными разрывами в жизни человека, семьи, культуры, церкви, общества, страны в целом.

Мать Мария отмечала «новый порог» как возможность перехода к иному качеству жизни, в которой разорванные связи будут восстановлены. Это осуществимо в том случае, если будут найдены ответы на вызовы времени, которые она мучительно искала (и, что самое ценное для нас, – находила!): как осмыслить гибель России и найти пути возрождения народа? как преодолеть раскол между светским и духовным, восстановить утраченные связи в истории, культуре, религии? как современному человеку обрести целостное мироощущение, веру в Бога и человека? что такое свободное творчество и какие новые творческие пути открывает XX век? каким должно быть христианство сегодня?

Мать Мария для нас – живое звено, связующее порванную цепь человеческих отношений. Поэтому цель выставки – понять и показать, как возникали ее ответы, в чем их смысл для нас.

Что будет на выставке в Петербурге

Из художественного наследия будут представлены дореволюционные рисунки будущей матери Марии (в том числе неизвестные), которые хранятся в Русском музее и Музее Анны Ахматовой. Помимо рисунков в экспозицию войдут фото, видео, письма, книжные издания и другие архивные материалы, позволяющие вести разговор о личности и судьбе матери Марии. Многое будет представлено в подлинниках.

Структура выставки включает четыре раздела. Первый – «Россия и русская катастрофа», которую мы хотим показать через путь матери Марии, столь характерный для русской интеллигенции, отражающий все изгибы эпохи рубежа XIX-XX веков. С одной стороны, через утрату Бога, поворот к новой вере – вере в народ, которая приведет будущую монахиню к активной революционной деятельности, через бурные поиски смысла жизни в любви, справедливости, культуре. С другой стороны, через найденные уже в этот период, пусть еще не осуществленные, ответы, благодаря которым русская катастрофа может быть преодолена: прежде всего это открытие, что «народу нужен только Христос», настойчивое намерение лично «добиться Христа», переживание «материнской встревоженности» по отношению к Блоку, которое позже перерастет в чувство «всеобъемлющего материнства» – основу мистики человекообщения, главной темы матери Марии.

Второй раздел выставки мы так и назвали – «Человекообщение». Он посвящен эмигрантскому периоду. В нем мы хотим показать, как мать Мария осмысляла русскую катастрофу, искала (и находила!) новые пути возрождения человека, народа, церкви. Главная ее находка в том, что живым звеном, скрепляющим разорванные связи разного рода отношений, может стать Церковь, устроенная на соборно-личных началах, Церковь как живой организм, пронизанный общностью и братской любовью всех со всеми. Образ такого единения и общения – вышивка матери Марии «Встреча Марии и Елизаветы».

Встреча Марии и Елизаветы

Встреча Марии и Елизаветы

Третий раздел мы назвали «Свободное творчество». В нем мы хотим показать не только многообразие даров матери Марии, но и новизну ее творческого подхода – не только в поэзии, прозе, агиографии, богословии, живописи, вышивках, но и, главное, в ее жизнетворчестве. Мать Мария как творец, преображающий ближнего верой и любовью, доходящей порой до юродства. Мать Мария, преображающая пространство в место «красоты, риска и праздника». Мы хотим визуальными средствами выразить диалогичность, соборность и «активный эсхатологизм» ее творчества.

Последний раздел – «Мученичество и прославление», в котором важно сказать о новом характере мученичества матери Марии как сопричастности другому, как воплощении второй евангельской заповеди о любви к человеку, той «приближенности новой ко всем», благодаря которой оказывается возможна победа над законами мира сего и свободное жизнетворчество даже в условиях лагеря смерти. Этот раздел также посвящен судьбе наследия матери Марии, ее действию в нашей жизни: публикациям, исследованиям, фильмам, спектаклям, встречам и другим откликам о ее судьбе и творчестве, истории канонизации и почитания матери Марии во всем мире. Здесь же мы предполагаем показать ряд других имен XX века, открывших сходные пути-ответы, своей судьбой и творчеством явившие подобные черты нового творчества и новой святости.

Место встречи

Петербургская выставка будет проходить в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. К открытию, которое состоится 15 июня, будет приурочена научная конференция по теме «“Мы все стоим у нового порога”: свободное творчество матери Марии (Скобцовой)», на которую приглашаются исследователи всех аспектов ее наследия. Мы также планируем передвижной вариант выставки (с копиями, конечно) для путешествия по России. Учредители проекта – Преображенское братство и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме при поддержке Русского музея (Санкт-Петербург).

Открытие улицы матери Марии (Скобцовой) в Париже

Открытие улицы матери Марии (Скобцовой) в Париже

Открытие улицы матери Марии (Скобцовой) в Париже

Открытие улицы матери Марии (Скобцовой) в Париже