Перейти к основному содержимому

Место встречи

Enter caption here

25 февраля в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялась XVIII ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения». В этом году Свято-Филаретовский институт проводит ее в сотрудничестве с Русской христианской гуманитарной академией (Санкт-Петербург), где за день до этого открылась научно-практическая психологическая конференция «Психея и Пневма».

Пленарное заседание открыл доклад Максима Зельникова (СФИ), посвященный основным принципам устроения церковной молитвы в опыте исповедников веры XX века. Многие из этих принципов были намечены уже на Поместном соборе 1917-18 гг. и в предсоборной дискуссии. Среди них можно отметить пастырский подход священнослужителей к богослужению и привлечение к максимально полному и осмысленному участию в нем церковного народа. Большое внимание уделялось живой проповеди слова Божьего и его чтению на внятном языке, разъяснению смысла церковных песнопений, восстановлению учительной роли богослужения и его переводу на русский и малороссийский языки. Главным плодом проповеднического служения – и одной из основных причин гонений со стороны советских властей – стало реальное собирание верующих во Христе, созидание церковных общин и братств.

Изменившееся положение церкви в советской России со всей остротой поставило перед верующими вопрос о соотношении церковной и государственной власти. О том, как на него отвечал киевский священник Анатолий Жураковский (1897-1937), рассказала Екатерина Степанова (СФИ). Главной властью для него была власть Христа, и это определяло его отношение и к светской власти, и к церковной иерархии. В этой связи и Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), и аналогичное заявление своего правящего архиерея митрополита Михаила (Ермакова) отец Анатолий рассматривал не как политическое выступление, но как «ересь низвержения нравственных устоев Евангелия». При этом важно отметить, что отложиться от правящего архиерея о. Анатолия подтолкнула не сама Декларация, но последовавшие за ней решения о лишении кафедр ссыльных украинских епископов и запрете сборов для их материальной поддержки.

Заключительный доклад на пленарном заседании представил Олег Ребизов (СПДС). Его выступление было посвящено проблемам и перспективам археологических исследований в Александрии Египетской, – древнейшем городе, сыгравшим важнейшую роль в истории христианства и мировой цивилизации.

На секции богословия и литургики был продолжен разговор о природе и основаниях власти в Церкви, начатый на пленарном заседании. Наиболее оживленное обсуждение в связи с темой каждого из докладов вызывал вопрос о норме церковной жизни. Павел Битнер (НПДС, СПбДА) поднял вопрос соотношения человеческого естества и божественной благодати, слишком радикально и односторонне понятого ересиархом Юлианом Экланским. Приход как экклезиологическую проблему рассмотрел в своем докладе Дмитрий Дорошко (СФИ). Дискуссионный характер современной покаянной практики в Русской православной церкви выявило выступление Марины Верховской (СФИ).

Церковно-историческая секция, по выражению ее ведущего кандидата исторических наук Константина Обозного, проходила под знаком демифологизации истории Русской православной церкви в XX веке. Наиболее подробное обсуждение вызвал доклад Ивана Петрова (СПбГУ), посвященный восприятию духовенством Псковской Православной Миссии большевистского режима и немецкой оккупации (на материалах оккупационной прессы). Новые сведения о жизни епископа Макария (Опоцкого) и подробности устроения созданного им Преображенского братства представила в своем докладе Анна Дмитренко (СФИ). В минувшем году благодаря исследовательской работе докладчицы, а также усилиям членов Преображенского братства, произошло знакомство с Екатериной Ивановной Пикиной, бывшей членом братства владыки Макария, и ее семьей, в которой бережно сохранялась память о епископе-катезхизаторе и его духовных чадах.

Наибольшее разнообразие тем было представлено на секции религиоведения и философии. Интересную дискуссию вокруг темы семьи породило исследование одного из влиятельных религиозных движений современности – мормонов, представленное в докладе Владимира Егорова (РХГА). А выступление Ивана Негреева (РПУ св. Иоанна Богослова) «Скандинавский образ Мирового Древа Иггдрасиль в индоевропейской перспективе» стало продолжением темы доклада, представленного им на прошлогодних Сретенских чтениях. По замечанию соведущего секции д.филос.н. Григория Гутнера, ежегодное собирание представителей разных школ и институций способствует формированию среды образованных христиан, которых волнуют проблемы в разных сферах церковной жизни и способных к открытому диалогу.

Главным лейтмотивом выступлений и дискуссий на секции Священного писания и библеистики стала тема преемственности смыслов, образов и литературных форм, а также духовной преемственности как встречи традиций: новое очень дорожит своими корнями, но в то же время не может быть сведено только к «переработке» прежнего или целиком «выведено» из старого. Большинство докладов было посвящено новозаветным темам, однако докладчики продемонстрировали необходимость исследования как новозаветной, так и ветхозаветной традиций для наиболее полного понимания поставленных проблем.

Наиболее многочисленной и по количеству прозвучавших докладов, и по количеству участников стала секция миссиологии и катехетики. На ней обсуждались особенности свидетельства о Церкви оглашаемым на разных этапах, проблемы поручительства, также говорилось о соотношении главных и второстепенных аспектов миссии, современная огласительная практика сопоставлялась с практикой свт. Иоанна Златоуста. Актуально прозвучал доклад Ксении Коротчук (СФИ), посвященный богословию миссии предстоятеля Албанской православной церкви архиепископа Анастасия (Яннулатоса). Благодаря его усилиям была возрождена поместная церковь, лежавшая в руинах после окончания коммунистического режима.

Как отметил проректор СФИ Дмитрий Гасак, цель Сретенских чтений – не только понять, как решались те или иные непростые вопросы в истории церкви, но и увидеть их в контексте современной церковной жизни, посмотреть на каждую проблему с разных сторон и создать поле общения и взаимопонимания, а не просто внешней лояльности. Для самих участников также важна возможность представить результаты своих исследований в академической среде и приобрести опыт ведения научной дискуссии.

Мы попросили участников конференции сказать несколько слов о своих впечатлениях, а также о церковном, научном и образовательном значении конференции.

Иван Петров, СПбГУ:

«Я в первый раз участвую в богословской конференции. Впечатления самые положительные: в отличие от многих светских конференций все обсуждается, нет запретных тем. Происходит живая дискуссия между преподавателями и студентами. Мне кажется очень важным для нашего поколения, для современной церковной жизни стремление обратиться к опыту новомучеников и воспринять этот опыт в чистом, не политизированном виде. И в Свято-Филаретовском институте, в том числе и на этой конференции, происходит этот процесс живого и разностороннего, исторического и богословского осмысления опыта новых мучеников и всего течения русской истории, истории Русской церкви».

Иван Негреев, РПУ св. Иоанна Богослова:

«Я уже второй раз участвую в Сретенских чтениях. Очень радостно сюда приходить, потому что здесь люди искренне рады друг другу. Самая прямая образовательная польза от конференции — непосредственный прирост знаний. Нужно отметить высокий уровень докладчиков, среди которых есть очень талантливые люди и именитые специалисты. На секции религиоведения представлены очень разные доклады, некоторые из них мне особенно интересны. Хотелось бы, чтобы было больше докладов по сравнительному религиоведению. Что касается церковного значения конференции, это всегда встреча, потому что сюда приходят люди более церковные, менее церковные, верующие и неверующие. Здесь можно узнать хорошее христианство и увидеть пример хороших христиан».

В XVIII Сретенских чтениях приняли участие более 200 человек из 21 города и 11 духовных школ, светских вузов и научных организаций. В их числе – СФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, Институт перевода Библии, Новокузнецкая православная духовная семинария (НПДС), РПУ св. Иоанна Богослова, Русская христианская гуманитарная академия (РХГА), СПбГУ, Санкт-Петербургская православная духовная академия, Смоленская православная духовная семинария (СПДС).

Всего на конференции прозвучало 35 докладов – три на пленарном заседании и 32 на пяти секциях: миссиологии и катехетики, богословия и литургики, церковно-исторической, Священного писания и библеистики, религиоведения и философии.