Перейти к основному содержимому

Как воскреснут мертвые?

14 января в Свободном университете Амстердама преподаватель СФИ Алексей Сомов защитил диссертацию на тему «Представления о посмертной участи в Евангелии от Луки и Деяниях».
Защита диссертации преподавателя СФИ Алексея Сомова в Свободном университете Амстердама

Защита диссертации преподавателя СФИ Алексея Сомова в Свободном университете Амстердама

Евангелист Лука чаще других синоптиков упоминает о жизни после смерти и использует редкие и уникальные образы, такие как «рай» (Лк 23:43), «лоно Авраамово» (Лк 16:22-23). Однако некоторые отрывки, термины и образы в Евангелии от Луки и Деяниях кажутся сложно согласующимися. Почему Лука говорит о воскресении праведников и грешников (Деян 24:15) и в то же время про воскресение одних только праведников (Лк 14:14; 20:35)? Почему воскресение в Лк 20:35-36 напоминает превращение в ангелоподобное существо, а воскресение Иисуса Христа подчеркнуто телесно? Какое место уготовано верующим после смерти: рай, лоно Авраама, Царство Божье? Наконец, почему сам Лука не видел противоречий там, где их усматривает современный читатель?

Чтобы объяснить эти противоречия, в своей диссертации Алексей Борисович помимо классических историко-критических методов библейского исследования применяет элементы когнитивной лингвистики.

«Каждая культура выражает духовные реальности с помощью набора “религиозных” когнитивных метафор, создавая свой “религиозный” язык на основе образов повседневного человеческого опыта, – прокомментировал Алексей Сомов. – Древняя ближневосточная культура, к которой принадлежал Лука, выработала целый набор таких идей и метафор, касающихся жизни после смерти. Некоторые из них кажутся нам непоследовательными и противоречивыми именно потому, что мы не понимаем, что эти метафоры призваны показать. Однако для Луки они были живым и действенным способом говорить о духовной действительности, принятым в данной культуре. Поэтому он использует их и даже создает новые комбинации идей. Это, например, помогает ему описать воскресение как процесс оживления к вечной или физической жизни, противоположный умиранию. А поскольку в этой культуре воскресение не означало автоматически воскресения тела, Лука использует дополнительные средства, чтобы подчеркнуть телесность воскресения Иисуса. А уподобляя воскресших ангелам, он показывает их подобие в бессмертии и преображении в небесную славу».

Выводы исследования указывают на особую важность понимания религиозно-культурного контекста древних текстов для их правильной интерпретации. Оно также адресует современному читателю вопрос о том, насколько древние метафоры все еще действенны для нас. Как мы понимаем, например, соотношение между небесами (для древних – прежде всего указание на присутствие Божье) и преисподней? Не исключено, что настанет время, когда для этих реальностей будут необходимы новые метафоры, которые будут столь же действенны, как те, с которыми оперировал евангелист Лука.

Работа над диссертацией длилась пять лет. В ходе исследования был проанализирован широкий спектр источников: греко-римская языческая литература, иудейские документы, Новый Завет, некоторые раннехристианские тексты. Автор планирует выпустить книгу в одном из западных издательств, а потом, возможно, и на русском языке.

Тема диссертации: Представления о посмертной участи в Евангелии от Луки и Деяниях

Место защиты: Свободный университет Амстердама (Vrije Universiteit Amsterdam), факультет теологии, кафедра Нового завета

Научный руководитель: проф. д-р Берт Ян Литерт Пеерболте (prof. dr. Bert Jan Lietaert Peerbolte) (Свободный университет Амстердама)

Научные консультанты: д-р Арье Звип (dr. Arie W. Zwiep) (Свободный университет Амстердама), д-р Оути Лехтипуу (dr. Outi Lehtipuu) (Хельсинкский университет / University of Helsinki)

Оппоненты на защите: проф. д-р Барт Коет (prof. dr. Bart J. Koet), д-р Каролине ВандерСтихеле (dr. Caroline VanderStichele), проф. д-р Ян ван дер Ватт (prof. dr. Jan van der Watt), проф. д-р Петер-Бэн Смит (prof. dr. Peter-Ben Smit), д-р Оути Лехтипуу (dr. Outi Lehtipuu)