Как провести оглашение за одну встречу?
Школа катехетики не может существовать вне постоянной практики оглашения – такой вывод можно сделать по итогам прозвучавших выступлений. Ведь катехизатор – это не просто хорошо обученный человек, который может интересно изложить материал, но тот, кто способен поделиться личным опытом жизни по вере, а значит, сам имеет такой опыт. Если катехизатор не живет духом свидетельства о Воскресшем Христе, оглашение превратится в лучшем случае в лекторий, а то и в занудство, которое может отвратить людей от церкви. Он должен понимать процесс катехизации изнутри, т.е. в нормальном случае иметь опыт участия в нем и в качестве оглашаемого.
Свято-Филаретовский институт – единственный православный вуз, где катехетика преподается как отдельный предмет (мы с радостью узнали о том, что с 2011/12 уч. года она стала преподаваться в Нижегородской духовной семинарии в рамках предмета «Миссиология и катехетика» – прим. ред.). Владимир Якунцев, преподаватель этого курса, отметил, что главное – за многообразием форм и случаев ясно увидеть единство опыта катехизации как введения человека в границы Церкви. Необходимо понимать, что даже самая хорошая катехизическая методика – лишь подпорка в богочеловеческом процессе воцерковления.
Всякий человек приходит на оглашение не только «укушенный змием», но и приносит с собой из агрессивного языческого мира своих «божков», отметил ректор СФИ священник Георгий Кочетков. И зачастую катехизатор должен понять, какие идолы стоят на святом месте у оглашаемого, т.е. узнать о человеке то, что он сам, возможно, о себе не знает. Этими «божками» могут быть даже хорошие вещи: семья, работа, увлечения, – когда они начинают определять жизнь человека, встают на место Бога.
Служение катехизации требует особого призвания, о котором должно засвидетельствовать церковное собрание. В то же время на практике вести оглашение зачастую приходится людям, не имеющим такого дара, если есть оглашаемые – и таким людям нужно помочь, но как? Остается открытым вопрос о минимальных требованиях к катехизатору, которые очевидно не исчерпываются высшим богословским образованием.
Как возможный ответ на этот вопрос в опыте Преображенского братства возникла практика собеседования с кандидатами в катехизаторы – катминимум. Будущий катехизатор должен показать знание и понимание внутренней логики оглашения и способность ориентироваться в принципиальных вопросах. Среди вопросов катминимума есть и такой: «Как провести оглашение за одну встречу?»
Полнота, длительность и само наличие катехизации всегда были связаны с верой в Церковь и определенными представлениями о норме церковной жизни, отметил Владимир Якунцев. Святоотеческая катехизация замирает в VI веке из-за изменения этих представлений: с этого времени человек мог считать себя членом Церкви, не имея опыта покаяния за всю жизнь, не принося сознательно и лично обетов верности Христу. И потому задача возрождения катехизации, столь насущная для Русской православной церкви, со всей остротой ставит вопрос о норме церковной жизни.