Перейти к основному содержимому
Антон Полещук
Гомель, Свято-Филаретовский институт

Православная миссия мормонам: современное состояние и перспективы

XX Сретенские чтения, секция миссиологии, катехетики и гомилетики
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (ЦИХ СПД) является самой многочисленной деноминацией мормонизма. Центр этой организации находится в Солт Лейк Сити, штат Юта, США.

Мормоны – последователи Джозефа Смита, американского проповедника, в первой половине 19 века объявившего о бывших ему откровениях Бога. В частности, ему было открыто, что в древней Америке проживали переселенцы из Израиля, которых посещал после воскресения в Иерусалиме Иисус Христос и даже основал среди них церковь. Более того, Джозеф Смит заявил, что ему было открыто местоположение корпуса священных писаний этой церкви, который он, в последствии перевел на английский язык, и который сегодня мы знаем как Книгу Мормона.

Мормоны отличаются очень специфическими доктринами и практиками: телесность Бога, наличие у Него жены, крещение за мертвых, а в некоторых течениях - многоженство. Их храмовые ритуалы берут начало в церемониях масонских лож, а президента своей организации они считают пророком.

Разумеется, ни одна из традиционных церквей, а тем более церквей кафолической традиции не признает за ЦИХ СПД и другими деноминациями мормонизма статус церкви и, как правило, оспаривает принадлежность мормонов к христианству в принципе.

Мормоны ведут чрезвычайно активную миссионерскую деятельность. В наиболее удачные годы, мормонам удавалось крестить в странах третьего мира по одному новому колу в месяц1, состоявшему полностью из новообращенных2. При этом, новообращенные мормоны, это, главным образом, бывшие члены христианских церквей. Мормон Дэйл ЛеБэрон, к примеру, сообщает, что из 400 новообращенных в Африке, с которыми он беседовал, 398 – бывшие члены христианских церквей, и только 2 – бывшие мусульмане3.

В России к 2011 году мормонам удалось создать свой собственный патриархат на территории Московской области. Всего в России проживает более 20 000 мормонов4.

В перспективе, Россия представляется для миссионерской деятельности ЦИХ СПД плацдармом для распространения мормонского влияния в Индию, Китай и страны исламского мира5.

Данные обстоятельства делают актуальным вопрос о православной миссии к ним.

Современное состояние православной миссии к мормонам

На сегодняшний день православная миссия мормонам сосредоточена в штате Юта, где мормоны составляют около 60% населения6. Православная церковь представлена в Юте Антиохийским патриархатом, Греческой православной церковью и Русской православной церковью заграницей.

Антиохийский патриархат курирует миссию Первоверховных апостолов Петра и Павла7, деятельность которой сосредоточена в храме – на богослужении и проповеди. На сайте миссии расположены материалы катехизического содержания для интересующихся православием.

Греческие общины мало ориентированы на миссию. Как и в случае с Антиохийской миссией, миссия греков сосредоточена на богослужении. В храме дежурит сотрудник-мирянин, называемый пристав. В его задачу входит встречать захожан, объяснять им правила поведения в православном храме, проводить экскурсии, отвечать на вопросы.

Наиболее яркой особенностью миссии является заострение внимания на древности и апостольской преемственности Православия. В этом угадывается имплицитная попытка оспорить мормонское учение о великом отступничестве и восстановленном Евангелии, засвидетельствовав преемственность, древность, монументальность и традиционность Православной церкви. Всячески подчеркивается, что Православная церковь исповедует и практикует то же самое христианство, которое проповедовалось апостолами. Греки приглашают прикоснуться к этой древности и глубине, раскрывая перспективу катехизации и крещения в Православной церкви. Но в целом, греки делают основной акцент на популяризацию своего культурного и культурно-религиозного наследия, стараясь более предотвратить влияние мормонов на православных, чем распространить влияние православия на мормонов.

Русская община в юрисдикции РПЦЗ, к сожалению, менее всех проявляет интерес к миссии. На сайте прихода8 даже подчеркивается, что их община сформирована из русских эмигрантов исключительно не мормонского происхождения.

Для сравнения, Католической церковью в Юте предпринимаются серьезные миссионерские усилия в отношении мормонов: это и широкая сеть миссий и приходов, культурный и религиозный диалог с мормонами на разных уровнях, совместное социальное служение, интенсивное использование виртуального пространства (сайты, форумы), миссионерские фильмы и книги, организация духовной жизни и миссионерского служения бывших мормонов (специальные молитвенные группы, миссионерские команды, встречи с интересующимися мормонами).

В России же, организованной православной миссионерской деятельности к мормонам, как таковой, не ведется вообще. Вся работа с мормонами осуществляется в трех направлениях – профилактика, критика, реабилитация.

Профилактическая работа ведется, в основном, бывшими мормонами. Наиболее яркий пример - Юрий Кондратьев – бывший президент прихода ЦИХ СПД в Санкт-Петербурге. Существует русскоязычный интернет-ресурс для бывших мормонов9. На этом сайте собраны как антимормонские материалы, так и свидетельства бывших мормонов. ЦИХ СПД посвящено несколько веток миссионерского форума протодиакона Андрея Кураева10. Основная задача этой работы – вскрыть заблуждения и неприглядные тайны церкви мормонов, предостеречь тем самым интересующихся и симпатизирующих ЦИХ СПД от мормонского влияния.

Второй метод работы предполагает распространение материалов критического характера. Этим занимаются разного рода сектоведы и апологеты, например, профессор Александр Дворкин, Центр апологетических исследований11, Миссионерско-апологетический проект «К истине»12; Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства13, Миссионерский центр пророка Даниила и другие. Основной принцип их работы заключается в собирании и популяризации компрометирующих материалов, порочащих репутацию ЦИХ СПД.

В сфере реабилитации бывших членов ЦИХ СПД, работает несколько центров, в которых проводятся реабилитации бывших членов так называемых тоталитарных сект. Обычно эти центры связаны с церковными приходами или сектоведческими организациями. Поскольку их деятельность довольно далека от миссии, то нет смысла приводить их подробную характеристику.

Перспективы православной миссии

Если католики свидетельствуют мормонам через диалог и совместную социальную работу, то Русская православная церковь категорически избегает любых контактов и диалога с ЦИХ СПД, в чем состоит главная стратегическая ошибка в миссии. Например, в Челябинске, из-за присутствия мормонов, православная епархия отказалась участвовать даже в общественно-политическом вернисаже, посвященном благотворительности и социальной деятельности14. Вследствие такого подхода, в российской мормонской среде сформировался негативный образ православия. Таким образом, на сегодняшний день не существует мостов, позволяющих мормонам непредвзято, вне контекста конфликта и взаимной критики, соприкоснуться с православием. В выстраивании таких мостов и лежит первоочередная задача православных миссионеров. Но до тех пор, пока к верующим мормонам со стороны православных будет сохраняться высокомерное и брезгливое отношение, ни о какой подлинной миссии не может быть и речи.

Поэтому представляется, что для успеха в свидетельстве мормонам, православным нужно:

1. Остановить информационную войну с мормонами (прекратить стратегию распространения порочащих слухов, запугивание людей мормонами, применение уничижительных клише, таких как «тоталитарная секта»);

2. Оставить позицию игнорирования и сделать ряд последовательных шагов навстречу диалогу на основе взаимного признания и уважения (экскурсии, круглые столы и пр.), что позволит выявить точки соприкосновения двух религий и общий фон дальнейшей миссии;

3. Более глубоко, всесторонне и непредвзято изучить мормонскую традицию (историю, культуру, вероучение, духовность и уклад жизни);

4. Привлечь мормонские ресурсы. В первую очередь, Книгу Мормона. Учитывая, что она писалась в контексте религиозной протестантской полемики, Книга Мормона в своем содержании позволяет провести ценные параллели с православной традицией, на что можно указать мормонам. Это можно сделать, например, в виде книги размышлений православного над Книгой Мормона. Имея ввиду авторитет Книги Мормона в ЦИХ СПД, это может быть очень эффективным.

Мормоны уделяют большое значение семье и семейным ценностям. По статистике США мормоны имеют самый низкий процент разводов (7% относительно 50% основного населения)15. На этом основании также можно выстроить диалог, свидетельствуя о православном предании. Кроме того, тема семьи может объединить православных и мормонов в защите семейных ценностей, и как следствие, сформировать у мормонов позитивный образ православия и углубить православное влияние на мормонов.

Мормоны интенсивно изучают историю своей церкви, которая обязательна для изучения почти так же, как изучение священных писаний. Православные вполне успешно могут привлечь мормонов к православному преданию, сыграв на их интересе к истории Церкви. Мормоны верят в великое отступничество – то есть тотальное отступление исторического христианства на рубеже 2-3 вв. от первоначальной церкви. Важно аргументировано и убедительно преподнести мормонам православное видение истории Церкви, чтобы показать преемственность церковной традиции. Это можно сделать через организацию мормоно-православных исторических секций, семинаров или лекций.

Мормоны высоко ценят музыкальную и художественную культуру. Поэтому тема искусства также открывает широкие перспективы для миссии: совместные выставки, литературные и музыкальные вечера, проведение экскурсий, концертов позволит мормонам прикоснуться к православной традиции.

Обобщая миссионерские перспективы важно подчеркнуть, что миссия к ЦИХ СПД должна строиться не на тактике выдергивания отдельных членов и конвертации их в православие, а на формировании в мормонской среде привлекательного и позитивного отношения к Православной церкви, а затем на пробуждении интереса к ее традициям. Кроме того, православным необходимо обратить внимание на тот положительный религиозный опыт и культурные традиции самих мормонов, которые могут быть воцерковлены и евангелизированы в русле православного предания.

__________________

1 Кол – единица административного деления ЦИХ СПД, эквивалентная епархии в Православной и Католической церквях.

2 Церковный Альманах ЦИХ СПД за 1991-1992 гг. С. 157

3 Келлер Роджер Р. Знаю ли я своего соседа. Ensign. Март, 1991

4 http://latter-daysaints.ru/novosti/article-view/archive/2012/october/article/mormony-v-rossii-sokhranjaja-veru.html

5 http://iriney.ru/dolgozhiteli/mormonyi/novosti-o-mormonax/mormonyi-protiv-mormonizma.html

6 U.S.Religious Landscape Survey Religious Affiliation: Diverse and Dynamic, s. 99. February, 2008

7 http://orthodoxorem.org/

8 http://www.stgeorgeslc.org/

9 http://exmormon.narod.ru/

10 http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=25327.0

11 http://www.apologetika.ru

12 http://www.k-istine.ru

13 http://www.sektoved.ru

14 http://chelyabinsk.ru/text/news/229375.html

15 http://mormonwiki.ru/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2:_%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B5