Главные принципы миссии в сочинениях и практике свт. Иннокентия Московского
Тема миссии всегда актуальна для церкви. Для возрождения в настоящее время в нашей церкви миссионерского дела важно хорошо изучить опыт выдающихся православных миссионеров прошлого.
Замечательным примером для современных миссионеров могут служить миссионерские труды святителя Иннокентия Московского (1797-1879 гг.), прославленного Русской Православной Церковью в1977 г. в лике святых как апостола Сибири и Америки.
«...Сугубо блажен тот, кто со всею ревностью, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще служения...» [1, с. 164]. Эти слова свт. Иннокентий адресовал священникам-миссионерам, подвизающимся в деле благовестия Христова среди язычников.
Святитель Иннокентий проповедовал Евангелие многим народам, населявшим Аляску и Чукотку, Командорские и Курильские острова, Камчатку, Амурский край и Дальний Восток. Миссионерская деятельность святителя была по-настоящему эффективной. Церковь приросла большим количеством не просто крещеных, но и воцерковленных людей, изменивших свою жизнь. Успешность миссии свт. Иннокентия, служившего делу Церкви фактически в одиночку на огромной и труднодоступной территории Дальнего Востока, вызывает огромный интерес, как у историков церкви, так и у практикующих миссионеров.
Как и апостолы, он основывал свою миссионерскую деятельность на глубокой любви к иноверцам, исключительно добровольном, ненавязчивом характере благовестия, укоренении его в Евхаристии, приспособлении проповеди к духовно-интеллектуальному уровню аудитории. В практике святителя крещение было неформальным, совершаемом при свободном и ответственном выборе человека.
В основу своих миссионерских трудов свт. Иннокентий положил принципы, условно разделяемые на две группы: относящиеся к подготовке миссионерской деятельности и лежащие непосредственно в основе миссии.
Особо важными представляются следующие принципы миссии свт. Иннокентия.
- Важнейшим условием правильной подготовки к миссии являются особые аскетические и молитвенные усилия будущего миссионера.
- Важным принципом миссии свт. Иннокентий считал изучение языка и культуры местных народов. Святитель овладел шестью языками малых народов Дальнего Востока и сделал для них переводы евангелия от Матфея, часть евангелия от Луки, литургии, молитв и катехизиса, перевел Священную историю и Деяния апостолов. В своем письменном наследии он оставил настоятельные рекомендации по изучению языка, обычаев и менталитета народов, к которым будет обращена проповедь Евангелия. Святитель отказался от их русификации, сохраняя самобытность малых народов Дальнего Востока.
- Еще одним принципом подготовки к миссии у свт. Иннокентия являлась деятельность по материальному обеспечению нужд миссии. Во-первых, святитель поддерживал материально себя и свою семью, зарабатывая на хлеб насущный различными ремеслами, которые осваивал на протяжении всей своей жизни. Он никогда не использовал возможность жить на средства своей паствы. Святитель рекомендовал будущим миссионерам: получая образование в семинариях, кроме базовых предметов изучать ремесла. Во-вторых, финансовые средства требовались для издательско-просветительской деятельности: печати переводов на языки аборигенов, Евангелия, катехизисов и др. книг. Свт. Иннокентий решал эту проблему, как путем внесения личных пожертвований, так и выделением времени на поиск благотворителей и попечителей для миссии, завязывая обширные знакомства с высокопоставленными лицами. Для обеспечения нужд миссий, после назначения святителя на Московскую кафедру, он создал Православное миссионерское общество.
- Важнейший принцип миссии свт. Иннокентия — это последовательность приведения человека к вере. Этот принцип постоянно использовался святителем в его миссионерской деятельности и раскрывался следующим образом: 1) расположение к себе туземцев; 2) краткое последовательное свидетельство о Боге и учении Христа (перед тем, как говорить о пришествии в мир Спасителя, язычников необходимо было привести в состояние раскаяния, для этого лучше всего подходила беседа о Моисеевом законе); 3) получение добровольного желания креститься; 4) последующее после крещения научение вере; 5) участие в жизни церкви (богослужении, церковных таинствах, соблюдении постов, помощи ближним); 6) обучение в училищах будущих миссионеров и катехизаторов из среды коренного населения.
- Еще одним важнейшим принципом миссии свт. Иннокентия являлась опора на существующий у народа опыт богопознания. Встречаясь с разными народностями, он обнаруживал в них некоторые представления о Боге и на этом строил свою проповедь.
- Кроме того, как и у многих других известных миссионеров, в практике и опыте свт. Иннокентия был важен принцип личного примера жизни по Евангелию. Жизнь и служение свт. Иннокентия, являясь примером сострадательной, жертвенной и милосердной любви к людям, стала одним из самых действенных факторов его проповеди.
- И последний принцип — использование богослужения, и особенно литургии, как одного из действенных способов христианской миссии. Чтение Писания и проповедь, обращенная как к полным членам церкви, так и оглашаемым; особая ектенья и молитва об оглашаемых — все эти факторы придавали литургии свт. Иннокентия миссионерское значение.
Остановимся более подробно на молитвенно-аскетической практике подготовки свт. Иннокентия к миссии.
Для свидетеля Христова важен путь преодоления нецелостности жизни. Свт. Иннокентий говорил: «...или Дух Святой владеет человеком, или грехи; или Дух Святой действует в человеке, или грехи» [1, с. 86]. Преодолеть эту раздвоенность человек может только через «аскетическое умерщвление своей плоти, в первую очередь через молитву и пост, через отказ от всех мирских ценностей и привязанностей» [3, с. 43].
Если для многих подвижников аскетическое делание являлось постоянным и регулярным усилием, то свт. Иннокентий получил дар целостной жизни и подлинной любви с самого детства. Еще учась в семинарии, он выделялся из всех учеников отлично, чтением книг, изучением ремесел. Иван Вениаминов (будущий митрополит Иннокентий) сторонился своих сокурсников по семинарии, так как они были «не прочь выпить и табачку понюхать» [4, с. 8]. Он был «очень деятельным юношей: он часа не мог просидеть праздно, постепенно вырабатывая из себя усидчивого труженика, относящегося ко всякому делу настойчиво, с рассудительностью, с точностью и тщательностью исполнения...» [4, с. 10]. Этот талант собранной, трезвенной, деятельной жизни святитель приумножал на протяжении всей своей жизни.
Сама жизнь на Аляске требовала от человека постоянных аскетических усилий. У о. Иоанна был очень большой по территории приход, а впоследствии, когда он был возведен в сан епископа — епархия. Для окормления своей паствы ему приходилось преодолевать многокилометровые расстояния. Он уезжал из дома для встреч со своей паствой летом одного года, а возвращался назад осенью другого года. Эти путешествия были связаны со многими трудностями и лишениями. Испытания природными стихиями, холодом и голодом требовали от миссионера аскетической подготовки. Мир в сердце и благодарность за все Богу помогали свт. Иннокентию переносить такие нагрузки даже в преклонном возрасте.
Приобретя бесценный опыт преодоления препятствий на пути проповеди Евангелия, святитель передавал его начинающим миссионерам. Им была написана статья о подготовке и воспитании будущих пастырей («Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества» [2]). В этой статье он сделал акцент на физической подготовке будущих миссионеров, а именно таких видах упражнений, которые были бы связаны с реальным ремеслом, что в дальнейшем могло сослужить воспитаннику добрую службу. В его рекомендации входят ранний подъем и ранний отход ко сну, ежедневные физические упражнения: необходимо заставлять учеников выполнять дела ремесленные — пилить дрова, работать рубанком и т. д.
Свт. Иннокентий во всем любил простоту, строгость и надежность. «В домашней жизни владыка был прост, носил одежду и обувь простую и прочную, исключая праздники. Его трапеза была монашеской, ел он немного. В отношении пищи для учащихся святитель писал о том, что она должна быть здоровой и как можно более простой. Он считал, что пищу можно принимать два раза в день: в обед и ужин, это полезно для здоровья «как диетическое средство и это приучает к воздержанию и терпению» [2, с. 39]. Во всем, по мнению святителя, должна быть простота и мера, ведущие к сужению пути и обретению внутренней свободы.
Святитель Иннокентий считал, что самым важным деланием во время подготовки к миссионерской проповеди является молитва. В инструкции для миссионеров он отмечал: «Первое и действительное приготовление к сему (к проповеди) есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякой беседой с неверующими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплой молитвой» [1, с. 165].
Сам свт. Иннокентий имел богатый молитвенный опыт. Свои беседы с алеутами он часто заканчивал молитвенным воззванием. Святитель в таких случаях молился своими словами. Молитва его была связана с темой прошедшего разговора. Она произносилась простым, ясным языком и была обращена к сердцу туземцев.
Через молитву святитель обретал внутренний мир и тишину. Этим опытом он делился с новыми миссионерами. Владыка рекомендовал священникам перед тем, как начинать огласительную встречу, приводить себя в состояние спокойствия и полного присутствия духа, «иначе ты не можешь высказать того, что знаешь, твердо и основательно» [1, с. 165]. Такое состояние внутренней умиротворенности позволяет священнику пребывать в общении с Богом и действовать не от себя. Смиренное расположение сердца рождает благодарность Богу за Его милость, помощь и поддержку, позволяет Ему действовать в сердце миссионера.
Святитель, будучи сам необыкновенно скромным человеком, учил этой скромности миссионеров. Он предостерегал их от самонадеянности и приписывания успеха проповеди себе, а не Богу: «имей всегда скромное и смиренное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Таковые обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать» [1, с. 165].
Молитва сопутствовала свт. Иннокентию на протяжении всей его жизни. Он молился до проповеди и научения, благодарил Бога после выполненного дела, молился, находясь в пути и претерпевая лишения, в переписке с друзьями и в обращениях к своей пастве. Отметим интересный факт, который относится к миссионерской проповеди. На открытии Православного Миссионерского Общества 23 января 1870 года, после прочтения устава Общества, владыка произнес речь. В этом обращении впервые была произнесена евангельская молитва «Господину жатвы» («...итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38)), впоследствии ставшей молитвой миссионеров.
В заключение отметим, что миссионерские принципы свт. Иннокентия по-прежнему остаются главными в миссионерской практике. Принципы миссии свт. Иннокентия являются универсальными для любой эпохи и для любого народа, поэтому их можно и нужно использовать современному миссионеру, ориентируясь на специфику современной ситуации.
Источники и литература
- Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского / Сост. Б. Пивоваров, прот. Новосибирск : Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1997. 367 с.
- Иннокентий, арх. Камчатский, Курильский и Алеутский. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества // Жизнеописание Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски. М. : Подиум, 1991. 47 с.
- Мария (Скобцова), прп. Типы религиозной жизни. М. : Свято-Филаретовская ВПХШ, 2002. 68 с.
- Барсуков И. Святитель Иннокентий : По его сочинениям, письмам и рассказам современников. Псков : Союз писателей России, 1997. 767 с.