Перейти к основному содержимому
Ольга Сушкова
Свято-Филаретовский институт

Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике

Научно-практическая конференция СФИ «Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения»
Данные, которые будут приведены в этом сообщении, получены в основном в результате просмотра действующих католических и протестантских сайтов США и Канады. На основе этих сведений постараемся проанализировать, какова длительность катехизации в современной неправославной практике – у католиков и некоторых традиционных протестантских конфессий (лютеран, пресвитериан и реформатов). Данный выбор, однако, не означает, что катехизическая практика отсутствует у американских православных, прежде всего, в Православной церкви Америки (ОСА). Но эта тема осталась за рамками доклада.

Поставим сначала вопрос в целом: почему те, кто занимается рассматриваемой катехизической практикой, считают, что катехизация всегда длительна, т.е. занимает значительное по своей продолжительности время?

На общем сайте Евангелической лютеранской церкви в Канаде мы обнаружили интересный раздел под названием «Вознесем сердца», посвященный катехизации1. В нем содержатся краткие живые свидетельства людей, непосредственно занятых в катехизации или в конфирмации (принятой в этой конфессии), между которыми авторам видится много параллелей. В числе этих свидетельств – рассказ пастора Эндрю Хартера. Он сравнивает катехизацию с англиканским миссионерским курсом «Альфа», который ему также доводилось вести в годы служения в Великобритании. Основной вывод следующий: катехизация неизбежно оказывается гораздо длительнее! «Хотя внешне они похожи и в равной мере основаны на Библии, акценты совершенно разные: ключевой момент на катехизации – не столько говорение, сколько слушание… В то время как курс «Альфа» может завершиться за 6 недель, за это время огласительная группа едва формируется. Оглашение – не только более медленный процесс, оно по определению гораздо менее предсказуемо». На катехизации ставят вопросы оглашаемые, а не ведущие, продолжает Э. Хартер, а следовательно, невозможно подготовиться заранее к развернутому рассказу о том, чего пока не спросили. Кроме того, с малознакомыми людьми не станут делиться такими сокровенными вещами, как внутренняя религиозная жизнь. Поэтому все первые шесть недель могут уйти на знакомство и обсуждение «тем, не представляющих риска». Ведущие в дальнейшем оказываются столь же внутренне обнажены, как и спрашивающие, и это рождает смирение и пространство для действия Святого Духа, рождает любовь, «которая продолжается в членах группы и после крещения и конфирмации». Таково свидетельство практика – канадского лютеранина.

Конец минувшего XX столетия и начало XXI в. дает нам примеры настоящего возрождения катехумената2. В целом необходимость катехизации уже не ставится под сомнение. Даже в изданиях справочного характера, типа «Оксфордского словаря христианской церкви», говорится, что «восстановленный катехуменат стал необходимой прелюдией ко всем взрослым крещениям», причем он «может быть длительным»3.

Как обстоят дела у американских католиков?

В интернете можно обнаружить много сайтов, страничек, форумов на тему катехизации в католических приходах США, например:

  • «Lumen Catechetical Consultants: Life after Sunday» – некоммерческая образовательно-консультационная организация в помощь катехизирующим, которая предлагает брошюры и методические разработки к ним для обсуждения в малых группах.
  • «TEAM RCIA: Prepare to initiate. Resourses to start and sustain your catechumenate»4.

Катехизация на американском континенте существует давно, и католическая церковь является тут пионером. Римско-католическая церковь тщательно разработала свою систему под названием «De Initiatione Christiana Adultorum»5 (1972), с восстановлением литургического оформления катехумената и его ступеней. У католиков, согласно этому документу, катехуменат имеет следующие пять этапов:

  1. прекатехуменат (предоглашение): от нескольких месяцев до нескольких лет, при необходимости;
  2. катехуменат (собственно оглашение): также от нескольких месяцев до нескольких лет; для некрещеного – в нормальном случае не менее 12 месяцев;
  3. очищение и просвещение – 6 недель, в течение Великого поста;
  4. «таинства посвящения», т.е. чины Великой Субботы, крещение, миропомазание и Евхаристия – на вечерне Великой Субботы и в Пасхальное воскресенье;
  5. мистагогия (от пасхального воскресенья до воскресенья Пятидесятницы); но считается, что на самом деле она «длится всю жизнь»6.

Однако в реальной жизни бывает не все так гладко. Тут возникают проблемы, выявившиеся в устоявшейся уже практике католической церкви более отчетливо, чем у тех, кто относительно недавно начал возрождать катехизацию. Некоторые из этих проблем перечислены ниже.

  1. Длительность предоглашения четко не определена. Прекатехуменат может быть бессистемно сокращен, его может не быть совсем.
  2. Собственно катехизация имеет в основе набор тем, которые нужно «пройти», и слишком часто превращается в очередную образовательную программу.
  3. Очищение и просвещение не приводят к глубокому пересмотру всей жизни.
  4. Редуцированный чин крещения в виде кропления лба крещаемого небольшим количеством воды менее всего ощущается как «умирание со Христом», как разделение с Ним пасхальной тайны Смерти и Воскресения.
  5. Мистагогия по длительности также четко не определена, не имеет продуманной программы. Оглашаемые далеко не всегда входят в глубину опыта церковных таинств. Отсутствие необходимого знания о литургическом и экклезиологическом обновлении, принесенном II Ватиканским собором, ограниченность собственного опыта христиан, крещенных в младенчестве и, по сути, не знавших личного обращения, приводит к тому, что катехизаторам толком нечего сказать о той новой жизни, в которую они ввели новокрещенных.

В связи с этим интересна беседа с Биллом Хьюбшем (Bill Huebsch), автором чрезвычайно популярной у американских католиков книги на тему катехизации, настоящего «католического бестселлера», под названием “Whole Community Catechumenate in Plain English”7»8. В этой беседе журналист спрашивает мнение автора в связи с тем, что «многие по-прежнему видят в “Порядке христианского посвящения взрослых” (RCIA) скорее образовательную программу, чем основанный на литургическом лекционарии процесс формирования веры». Билл Хьюбш соглашается: «Быть во Христе, войти в смерть Господа – это то, к чему прямо призывает крещение, и, тем не менее, так мало сегодняшних католиков пережили это». Он считает необходимым уйти от «преподавания о вере», от «обучения детей», и прийти к «катехизации длиною в целую жизнь», в которую вовлечен весь приход, имеющей целью «встречу со Христом на глубине, за которой следует ответ веры».

Особенно много вопросов вызывает период мистагогии. В большинстве католических приходов США, говорит Билл Хьюбш в той же беседе, послекрещальной мистагогии нет. Однако «Национальный устав катехумената» (п. 24) предписывает «дополнительные собрания» катехуменов в период Пасхи и затем «их продолжение в течение года после христианской инициации», по крайней мере, с ежемесячными собраниями неофитов для их более глубокого христианского просвещения и включения в полноту жизни христианского сообщества. И все равно четкого понимания содержания периода мистагогии, в отличие от других этапов катехизации, не дает ни документ, ни существующая практика. Предполагается посещение воскресной литургии в период Пасхи и месса с предстоятельством епископа, но у неофитов нет тут своей ясной роли, и после «интенсивных чинов Великого поста и Страстной седмицы это может восприниматься как спад». Мистагогия многими ощущается как нечто не столь уж важное, потому что целью катехизации видится первое принятие святых таинств на Пасху.

По самым оптимистичным подсчетам, не менее половины неофитов в течение двух лет после своей Вечерни Великой субботы перестают ходить на воскресные литургии. Одна из предполагаемых причин – то, что «церковь, которую они пережили на опыте во время своей инициации, церковь малых групп, собранных вокруг Писания, делящихся своей верой, перестает для них существовать». Между тем, по мнению Б. Хьюбша, эта церковь нужна им – и в период мистагогии, и в дальнейшем – для возрастания в вере и жизни, для противостояния ценностям секуляризованной Америки, которые слишком часто идут вразрез с евангельскими ценностями.

Насколько можно судить, на практике получается, что все пять этапов католической катехизации многие катехизаторы пытаются втиснуть в 9 месяцев, своего рода один учебный год – с осени до Пасхи. Сейчас интернет наполнен дискуссиями на эту тему. Большую роль тут сыграла вышедшая в 2001 году и впоследствии переиздававшаяся книга Мэри Бирмингем «Круглогодичный катехуменат»9. Суть книги10 состоит в следующем. Катехуменат – не набор лекционных тем, которые надо пройти в установленные сроки, а «постепенный процесс, совершающийся внутри общины верных». Этот процесс «соответствует духовному пути взрослых людей, который оказывается разным – в соответствии с многообразием проявлений Божьей благодати». В основе катехумената – четыре измерения: литургиясловообщинность и жизнь как служение. Чтобы войти в это пространство, оглашаемый должен не менее одного календарного года прожить вместе с церковью. Девятимесячной программы, сильно смахивающей на школьную, для этого недостаточно. Тем более что оглашаемые бывают разные – некрещеные и ничего о церкви и вере не знающие; или крещеные, но не практикующие католики; или крещеные и в прошлом практиковавшие, но не католики, и т.д. Возможно много других вариантов. На практике некрещеные катехумены будут оглашаться больше года: начав в октябре, они ни в коем случае не могут быть крещены на Пасху.

Поэтому нужен круглогодичный катехуменат. Каждый новый ищущий не должен ждать в течение полугода, а то и больше, до начала осени: он может присоединиться к постоянно идущим беседам на христианские темы (прекатехуменат, не имеющий жесткой программы). Затем он начнет катехизацию, которая не обязательно должна стартовать в первое воскресенье Адвента и финишировать в Великую субботу. Каждый катехумен или кандидат (так, в отличие от некрещеных, называются крещеные католики или христиане других конфессий), в зависимости от своего духовного состояния, следует своей индивидуальной программе. По мере его готовности его переводят на следующий этап11.

Следует отметить очевидные положительные моменты круглогодичной катехизации. Во-первых, приход имеет стимул проявлять миссионерскую активность не раз в году, а постоянно. Во-вторых, ищущий может начать свой путь к христианству сразу, как только его призовет Дух Святой (тот же принцип действует при переходе на следующий уровень). Рекомендуется даже выделить специального ambassador of welcome12– того, кто не позднее чем через два-три дня встретится с появившимся на горизонте новым ищущим и в дальнейшем будет с ним и с другими новенькими регулярно общаться не менее 45 минут в месяц, вплоть до начала катехизации13. В-третьих, круглогодичный катехуменат требует включенности не одного только катехизатора (один он не справится), а большой команды.

Получается, образно говоря, «кастрюля с пельменями», или даже система «кастрюль»: готовые, всплывшие «пельмени» – немедленно вылавливаются и перекладываются в другую «кастрюлю», а недоваренные остаются, и к ним добавляются новые, сырые. Но возникает вопрос: как быть с той общностью, с той группой, которая формируется в процессе катехизации? Ведь такая индивидуализация оглашения неизбежно разрушит зарождающуюся христианскую общность. Невозможно не задаваться вопросом и о критериях индивидуальной готовности каждого оглашаемого к переходу на новый этап.

Теперь обратимся к опыту катехизации в протестантских деноминациях США и Канады. В основном найденные материалы касаются канадских и американских лютеран, реформатской церкви в Америке и пресвитериан.

Существует общий сайт, посвященный катехизации, принадлежащий Североамериканской ассоциации катехумената (NAAC, North American Assiciation of Catechumenate) [14], объединяющей разные конфессии. Есть и специальные сайты разных церквей.

1. Реформатская церковь в Америке (РЦА) посвящает взрослому катехуменату специальную страницу на своем сайте15. Конгрегациям, заинтересовавшимся катехизацией, предлагаются семинары по организации катехумената для небольших команд будущих катехизаторов и даже средства для покрытия транспортных расходов на поездку на семинар.

Ключевое слово здесь – «ученичество». Объясняется, что катехуменат имеет древнюю традицию, что РЦА приспособила ее к современным условиям, что это «не столько передача информации, сколько помощь человеку в нахождении пути, с целью поддержать его личное путешествие».

Каждый ищущий получает спутника-сопровождающего на своем пути из числа практикующих членов конгрегации.

Процесс катехизации длится 6 месяцев. Начавшись с периода вопрошания, он ведет к жизни во Христе. Или, как сказано в другом месте, катехуменат дает ищущим место для вопросов и вовлекает в общину.

Ищущие и их спутники встречаются в небольших группах для «духовного различения», изучения Писания, молитвы и размышления. Это подготавливает ищущих к исповеданию веры и крещению, которое совершается на всенощном бдении в Великую субботу, накануне Пасхи. «После этого ищущие готовы к тому, чтобы быть посланы как христиане на служение в своей повседневной жизни».

Интересен этот акцент на немедленной готовности к христианскому служению в повседневной жизни.

Катехизация рассчитана как на некрещеных, так и на крещеных взрослых, «возвращающихся к практике веры».

2.Евангелическая лютеранская церковь в Америке16

Катехизация имеет четыре стадии:

  1. стадия вопросов («ищущие»);
  2. катехуменат;
  3. крещальная подготовка;
  4. жизнь в крещении (т. е. мистагогия).

Катехизация длится 9 месяцев.

3. Пресвитерианская церковь в Америке17

На сайте американских пресвитериан есть материалы, посвященные катехизации. Авторы ссылаются на то, что их конференция 1999 года объявила США миссионерской территорией. Взяв на вооружение опыт католиков, пресвитериане ведут – по их модели и в соответствии с практикой древнего катехумената – катехизацию в пробных конгрегациях. Категории оглашаемых следующие:

  • родители крещаемых детей (иначе, если крестить их младенцев, а самих родителей оставить без оглашения, они не обеспечивают христианского воспитания. – О.С.);
  • крещеные некатехизированные взрослые – пресвитериане;
  • некрещеные взрослые;
  • проходящие конфирмацию подростки (проблема: конфирмация не воспринимается как подтверждение обетов крещения. –О.С.).

О длительности катехизации не говорится. Она, вероятно, соответствует католической практике.

4. Евангелическая Лютеранская церковь в Канаде18

На сайте канадских лютеран рассказывается о конфирмации подростков и подготовке родителей, пришедших крестить ребенка. Далее речь идет о собственно катехуменате.

Климент Мельман полагает, что начинать катехизацию следует с подготовки к ней самого прихода, на что потребуется один-два года: тот, кто сам не прошел катехизации, не сможет катехизировать. Самим верным следует задать себе следующие вопросы, предшествующие началу катехизации: в чем состоит наше путешествие веры? в какой точке нашего пути мы сейчас находимся? и куда он нас ведет дальше? кто мы такие – как христиане?

В течение обычного срока оглашения (но пока без оглашаемых) члены этого прихода изучали вероучение и давали свои жизненные ответы на вопросы, связанные с ним, сами совершали чины, знаменующие этапы обновления своей веры. Великий пост был посвящен «обращению». Таким образом, прихожане познакомились с системой оглашения, пройдя и прожив его вначале сами.

Мона Джонсон в катехизации участвовала впервые. По ее словам, катехизация у них предлагалась трем категориям:

  • некрещеным взрослым;
  • взрослым, пришедшим, чтобы крестить детей;
  • крещеным, но утратившим связь с церковной жизнью.

Группа встречалась каждое воскресное утро с 9.45 до 10.45 и состояла из оглашаемых, каждый – со своим поручителем (sponsor), которого он выбрал сам или, если у него не было знакомых в конгрегации, ему предложили кого-то из числа постоянных членов, плюс два катехизатора (может быть, по очереди). Закончив оглашение, группа продолжала встречаться по воскресеньям для изучения Библии. Кроме того, когда в их небольшом приходе на следующее оглашение записался только один новый человек, закончившие оглашение тоже стали туда приходить.

Дженнифер Харрис из Монреаля:

Встречи огласительной группы начались осенью. Состав группы – три человека, все крещеные, из них один лютеранин, двое из других конфессий.

Катехизация проходила в виде встреч оглашаемых, поручителей и катехизаторов по обсуждению ежевоскресного лекционария, с акцентом на вопросах из жизни. Было совместное молитвенное чтение Писания (collatio), участие в богослужении, со специальными чинами, знаменующими переход на каждый новый этап катехизации. Эти богослужебные чины «служили публичным свидетельством о прохождении в остальном сокровенного духовного пути» катехизации. На вечерней службе Великой субботы они «подтвердили свое крещение и были приняты в члены Свято-Иоанновской церкви». Специальной программы продолжения не было, но оглашаемые стали активно участвовать в церковной жизни, а для конгрегации в целом оглашение и приход новых членов стали настоящим вдохновением.

Характерна озабоченность по поводу возвращения в Церковь тех, кто по каким-либо причинам в свое время из нее ушел.

Хильдегорд Томпсон полагает, что служение этим людям тоже можно рассматривать как своего рода катехуменат. По-английски получается игра слов: «Re-Membering Church» означает: 1) «возвращение в члены церкви»; 2) «церковь помнящая». Так назывался четырехдневный «институт», организованный католиками, на котором, в явном меньшинстве, оказались и два лютеранина, в том числе и сам автор статьи на сайте.

У людей, отошедших от церкви, говорится в статье, – свои вопросы, свои претензии, отличные от вопросов обычных катехуменов Однако и им нужна атмосфера приветливости, нужны внимательные слушатели и спутники в их пути, верующие катехизаторы и хорошие предстоятели за богослужением. Как и при нормальном оглашении некрещеных взрослых, этих людей на пути их возвращения в Церковь должны сопровождать специальные общие молитвы, отмечающие ключевые этапы и переходы с этапа на этап. Их катехизация также длится в течение литургического года, к Пасхе достигая своей кульминации в чине нового подтверждения своего крещения (можно было бы назвать это, пользуясь библейской терминологией, обновлением Завета). За этим следует этап мистагогии – до Пятидесятницы, «готовящий к служению миссии».

Как пишет автор, процесс такой катехизации особого рода связан с избавлением от боли разочарований, с раскрытием сердец и уврачеванием ран через слово Божие, с возвращением и новым обретением своего места в общине народа Божьего. На протяжении встречи участники делятся своей жизненной историей. Катехизатор активно слушает, но не выносит своего суждения. Он и сам рассказывает свою историю, делясь пережитым опытом моментов отчуждения и охлаждения по отношению к церкви. Катехизатор может предложить также духовное руководство или направить за профессиональным советом к психологу или психиатру. Должен быть определенный час, определенный день недели, когда кто-то всегда ждет, – даже если никто не приходит, считает автор.

Несколько авторов поднимают – как и в других практиках, по-видимому, слабо разработанный – вопрос о мистагогии.

Климент Мельман называет мистагогию временем «проживания христианской тайны и нахождения своего призвания – нашего священства – в мире. Это время, начинаясь с Пасхи, течет, уходя за пределы Пятидесятницы, в будущее».

Мистагогии как «сорокадневному периоду после крещения, четвертому этапу катехумената» посвящена опубликованная здесь же лекция на ежегодной конференции NAAC Джона Хилла, англиканского священника в Торонто. К лютеранскому акценту на призвании христианина – как священства, которое все верные разделяют во Христе, – он добавляет акцент на мистагогии как возрождении способности вникать в таинства и вдохновляться ими. Он говорит, что многие на опыте знакомы с «обучением таинствам», когда люди сначала заучивали, что означает таинство, и только потом имели возможность лично пережить, например, святое причастие. Сегодня разговору о причастии обычно предшествует само причастие. Однако, по словам Дж. Хилла, этот разговор не должен обрываться вскоре после первого причастия. По древней христианской традиции, все проповеди в послепасхальный период были временем, когда каждый мог на опыте пережить катехизацию, длящуюся всю жизнь. Сорок дней после крещения даны новым христианам для того, чтобы проснуться и в полной мере осознать, участниками чего они стали, и почувствовать вкус к таинственной жизни, избавившись от своего рода литургической безграмотности, присущей сегодня многим христианам. Нужно быть таинственной общиной, а не просто людьми, приходящими в положенное время на таинства, нужно начинать пропагандировать такую общину, в которой мистагогия возможна. Автор предлагает вместе с нововоцерковленными размышлять о литургии и литургических чтениях, планировать другие, альтернативные формы богослужения и даже, «поскольку мы живем в свободе Духа, учиться самим адаптировать богослужебные книги».

Конкретное смысловое наполнение христианского призвания иногда понимается довольно наивно, но основной импульс понятен. Он состоит в том, что новокрещеный не может продолжать жить по-старому, его жизнь должна измениться. Так, Майкл Миллс рассказывает о чине публичного принятия на себя нововоцерковленными конкретных обетов христианского призвания в церкви и мире (что и является окончанием катехизации). Обеты – самые простые и будничные. Например, готовить ужин вместо жены, чтобы она, несмотря на серьезную работу, успевала побыть с годовалым ребенком. Или: проявлять внимание к каждому незнакомому человеку , который появится в приходе на воскресной литургии. Или: меньше потреблять и меньше тратить на хозяйство и т. п. Это, по мнению автора, связывает веру, которую мы исповедуем по воскресеньям, с нашей повседневной будничной жизнью. При этом обязательства зачитываются поручителями, на каждого нововоцерковленного возлагаются руки, а потом следуют аплодисменты и поцелуй мира от всех членов общины.

Роб Хофстад в своей опубликованной на сайте лекции говорит о мистагогии как о пятидесятидневном (от Пасхи до Пятидесятницы) этапе после крещения оглашаемого, когда таинства для него раскрываются во всей полноте. Послекрещальное время предназначено не для того, чтобы пичкать новокрещеного исключительно «пищей для мозгов» – его организм все равно ее не принимает. Нет, в это время нововоцерковленный не только старается выявить свое конкретное призвание в церкви, но и разделяет общее со всеми христианами служение любви к Богу и служения ближнему.

Таким образом, насколько можно судить по свидетельствам, приводимым на сайте Евангелической лютеранской церкви в Канаде, катехизация у них длится в течение года и завершается на вечерне Великой субботы, далее следует мистагогия, до Пятидесятницы.

Почему катехуменат возвращается именно сегодня?

Боб Уайт, пастор небольшого лютеранского прихода недалеко от границы США и Канады, очень хорошо и ярко пишет на том же сайте о необходимости катехумената. Сегодняшние дети – атеисты уже в четвертом поколении. Если раньше можно было надеяться на самостоятельное возвращение человека к его детской вере, но уже на другом, взрослом уровне, то теперь мир и церковь разделяет почти глухая стена. Поэтому всем: как некрещеным, так и крещеным, – требуется обращение. А значит, надо отнестись всерьез к «великому поручению» «сделать учениками» все народы.

Церковь, считает этот лютеранский пастор, долгое время всячески старалась поменьше требовать от своих членов, предлагая им разнообразные послабления и льготы – 45-минутные службы и няню для детей на это время, «дружелюбный приход», «веселую богослужебную музыку» и т.д. «Я же, – пишет автор, – предлагаю взять свой крест, отдать себя, посвятить – вовсе не 45 минут в неделю, а много больше – возрастанию в ученичестве у Христа, Который ради нас отдал все». Самое удивительное, что в крохотном приходе находятся люди, готовые не только пройти годичную катехизацию, но и терпеливо ждать ее начала. Сил на оглашение в приходе явно недостаточно, но, как заключает автор статьи, «может быть, настало время поверить, что Бог в силах умножить то скудное количество хлебов и рыбок, которое может принести мой приход. Может быть, пора поверить Богу».

Ему вторит и Дон Джонсон, который пишет о необходимости обращения – понятия, редко использующегося в лютеранской церкви, как и в других доминирующих традиционных конфессиях. «Мы – воспитатели и учителя. Мы предполагаем, что люди и так уже в церкви, и что им в основном нужно только расширить свои знания о христианской вере. Но сейчас, когда мы столкнулись с постхристианской эрой, мы призваны восстановить обращение как центр богословской и пасторской практики». Автор пишет, что в большом городе, в районе, где он живет, – только 20% населения крещеные, т.е. остальные 1,200,000 – некрещеные. Можно ли здесь, спрашивает он, ограничиться функцией учителя? Можно ли все надежды возложить на «удобные для пользователя» новые богослужебные чины, рассчитанные на заманивание обратно в церковь отпавших ее членов? Катехизация – это другое, она «приглашает, уже посмотрев на иных богов века сего, обратиться к Богу живому». Она связана с ученичеством и дисциплиной19 – крайне непопулярным сегодня, едва ли «удобным для пользователя» словом. Катехуменат «приглашает вступить в дисциплинированную христианскую жизнь: ежедневно молиться, регулярно приходить для слушания слова Божия, на встречи – для разговора лицом к лицу о своей вере, задавая важные для себя вопросы, а также предложить себя в жертву, служа Богу и другим людям».

Джеффри Силлек, лютеранский пастор из американского штата Огайо, также отмечает, что сегодняшний мир перестал быть христианским. «Образ Церкви формируется скорее Голливудом и массмедиа, нежели родителями и личным опытом. Сочувственное понимание и проникновение в события, связанные со Христом, сегодня встречаются реже, чем можно было бы подумать. Хорошие люди. Приятные люди. Однако невежественные, лишенные христианского понимания». «Этому языческому миру Церковь может ответить только катехуменатом. В такое время и в таком месте, когда христианство сталкивается с культурой иной, чем оно само, говорящей об авторитетах, началах и конечных целях иных, чем живой Бог, нужда в мощном и систематическом представлении альтернативного образа жизни (Culture of Life-2) реанимировала древнюю форму катехумената. Если бы для этой попытки инкультурации язычника… имелись иные, лучшие средства, они были бы нам даны. Вновь настало время для катехумената. Используйте все, что он может дать».

Как видно из материалов, выложенных на сайте канадских лютеран, катехизация нужна всем – некрещеным и крещеным; детям и взрослым; в церквах, традиционно придерживающихся практики младенческого и детского крещения, и в тех деноминациях, в которых крестят только взрослых верующих.

Лоуренс Денеф формулирует сходную мысль так: «В случае детей, научение (усвоение) следует за крещением и продолжается всю жизнь. В случае взрослых, научение предшествует крещению и продолжается всю жизнь».

Итоги

  1. В католической церкви, а также во многих протестантских деноминациях Канады и Америки (не без влияния католиков, но не только) сегодня наблюдается явное возрождение катехумената. Он видится как единственная альтернатива постхристианской ситуации, новому язычеству и секуляризму.
  2. Обычная длительность катехизации – с осени по Пасху. Однако в католической практике есть тенденция перехода на более длительное оглашение (не менее одного календарного года), со скользящим круглогодичным его началом. Вхождение в члены данной конкретной церкви происходит, предпочтительно, на вечерне Великой субботы (но у католиков здесь также сейчас происходят изменения). Период катехизации состоит из регулярных, обычно ежевоскресных встреч оглашаемых с катехизаторами и поручителями – для ответа на вопросы, чтения Писания, молитвы, а также совершения разного рода «чинов», знаменующих этапы катехизации, в присутствии всего прихода («церкви»). Численность катехизических групп в небольших протестантских приходах, по-видимому, совсем невелика, что позволяет присутствовать на встречах и поручителям (у каждого катехумена имеется свой поручитель; если же его нет, он подбирается из числа верных). Внутри такой группы возникает тесное личное общение.
  3. Во многих случаях на катехизацию приходят уже крещеные люди. Это могут быть представители других конфессий, а также «обиженные», отошедшие от данного прихода, или те, кто никогда «практикующим христианином» не был. Катехизация предлагается также родителям, пришедшим крестить своего младенца. Как катехизацию можно рассматривать и конфирмацию крещеных в младенчестве или в детстве подростков. Принципиальной разницы между «настоящими», некрещеными катехуменами, и подобными оглашаемыми, называемыми иногда «кандидатами», насколько можно судить, не делается. Длительность примерно та же – шесть месяцев, год. Католики, правда, настаивают на том, что катехизация не может длиться менее литургического года, особенно если речь идет о некрещеных, и во всех случаях должна определяться индивидуально. Катехизация родителей крещаемых младенцев, видимо, менее продолжительна.
  4. Как особый период катехумената выделяется мистагогия (с Пасхи по Пятидесятницу). Но на практике нередко ее вообще нет – может быть, потому, что это наиболее сложный этап как для нововоцерковленных, так и для катехизаторов, и теоретически наименее разработанный. Ее цели – введение в таинства и нахождение своего конкретного служения – порой подменяются задачами сугубо учебного характера. Кроме того, поскольку человек уже введен в церковную жизнь, он нередко остается без помощи катехизатора и христианского сообщества, а сложившаяся ранее регулярно встречавшаяся «огласительная группа» из оглашаемых, поручителей и катехизаторов формально перестает существовать. Разрушение этого зародыша общины, по-видимому, наиболее пагубно отражается на дальнейшей судьбе нововоцерковленных, и они нередко уходят. Иногда они вливаются в новую огласительную группу, но это вряд ли может рассматриваться как решение проблемы. Ряд катехизаторов однозначно свидетельствуют, что сформировавшаяся в ходе катехизации группа не должна упраздняться. Более того, для настоящей мистагогии нужна настоящая христианская жизнь настоящей христианской общности.
  5. С точки зрения как содержания катехизации, так и ее длительности для католической и протестантских церквей представляется не слишком существенным, имеет ли место катехизация до или после крещения, так как таинство Крещения все чаще рассматривается в широком смысле слова как таинство Просвещения, т.е. как целожизненный процесс возрастания во Христе.

1 Lift Up Your Hearts. Worship & Spirituality Site of the Evangelical Lutheran Church in Canada [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://www.worship.ca. Май 2010 г.

2 У католиков и протестантов принято называть существующую практику катехуменатом; видимо, они ясно осознают свое возвращение к институту катехумената, существовавшего в кафолической традиции примерно до V в. Выяснение вопроса, насколько богословское основание и практическое содержание этих систем катехизации во всей полноте соответствует термину катехуменат, не входит в задачи данного исследования. Два других понятия – катехизация и оглашение – также рассматриваются здесь как синонимичные.

3 Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. Cross F. D. andLivingstoneE.A.OxfordUniversity Press, 1997.

4 «Готовьтесь начать посвящение. Ресурсы для начала и поддержания катехумената» (англ.).

5 «Порядок христианского посвящения взрослых» (лат.).

6 Режим доступа: www.catholic-church.org/holyname/rcia.htm.

7 «Катехизация всей общиной, изложенная на простом английском» (англ.)

8 Nelson M. Becoming 'a catechizing community of faith' [Электрон. Ресурс] Режим доступа: www.the-tidings.com/2005/0218/huebsch_text.htm. Май 2010.

9 Birmingam M. The Year-Round Catechumenate.Chicago: Liturgy Training Publications, 2002.

10 См., например, мнения ее сторонников: Режим доступа: www.dioceseoflansing.org/worship/reflections.pdf.

11 Там же.

12 «Посол для приветствия новых членов» (англ.).

13 Режим доступа: wiki.answers.com/Q/User:TeamRCIA.com.

14 Режим доступа: catechumenate.org.

15 Режим доступа: www.rca.org.

16 Режим доступа: http://www.elca.org/worship/catechumenate.

17 Режим доступа: www.pcusa.org/theologyandworship.

18 Режим доступа: www.worship.ca.

19 Disciplinae – лат.: «ученичество». Апостолы в евангелиях названы «дисциплами» – Прим. ред.