Тематика и объем огласительных бесед в полном и кратком вариантах основного этапа катехизации
Перед каждым катехизатором, желающим сохранить этапность и последовательность оглашения, неизбежно встают вопросы: чем определяется содержание бесед основного этапа? какие конкретно темы соответствуют этому этапу и почему? какой степени духовного опыта просвещаемых должны отвечать выбранные для бесед темы? что можно (и чего нельзя) сокращать в содержании основного этапа оглашения?
Содержание бесед определяется целью второго этапа – подготовкой катехуменов к крещению или сознательному воцерковлению, если они уже были крещены. Содержание этого, основного в катехизации, этапа внутренне соответствует пребыванию оглашаемых «во мраке, где Бог» (Исх 20:21) и под покрывалом ветхозаветного Закона. Это значит, что Закон еще должен, ведя оглашаемого, как духовное дитя, ко Христу (Гал 3:23-24), оставаться основным принципом его жизни, похожей на жизнь послушника перед постригом. Этот же период составляет время созидания и испытания праведности жизни оглашаемого1. Как подчеркивает в своей работе «Таинственное введение в православную катехетику» свящ. Георгий Кочетков, церковное «научение» (см.: Мф 28:19), т. е. особый цикл встреч и огласительных бесед, становится на втором этапе внутренним стержнем всего оглашения. «Эти беседы имеют своей специальной целью, во-первых, подготовку оглашаемых к заключительному чину “отречения и сочетания” с исповеданием церковного Символа веры и, во-вторых, приготовление их к реальной полноте церковной жизни…»2. Именно этим и определяется их тематика и содержание.
Главный мотив второго этапа – покаяние. При этом важно помнить, что оглашение ставит человека перед Крестом Господним. Поэтому опорой покаяния должно быть не взирание на Закон, а взирание на самого Христа. Конечная цель покаяния – не только принятие Христа как своего личного Спасителя, милосердно прощающего грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см.: Деян 10:43; Мк 16:16), но и зарождающаяся готовность следовать за Христом.
В традиции святоотеческой катехизации в отношении второго этапа оглашения сохранилось много текстов, по которым мы можем проследить реализацию и тематическое содержание бесед. Это катехизисы и огласительные слова-проповеди свв. Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Августина Иппонского и других катехизаторов ранней церкви. Их обзор дан в работе Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви»3.
Гаврилюк выделяет в тексте Нового завета содержание апостольского катехизиса (в рамках апостольских посланий), включающего 1) нравственные требования, 2) введение язычников в завет с Богом и 3) детальное истолкование больших цитат из пророков Ветхого завета с целью раскрыть смысл Смерти и Воскресения Христова. При этом новым основанием этики была жизнь со Христом, главным мотивом для соблюдения заповедей – стремление «угодить Господу» (Кол 3:20), imitatio Сhristi, подражание Христу4. Мотивацией всякого поступка для оглашаемого постепенно становился не авторитет Торы, а личный пример Христа.
В Римской и Североафриканской церквах в середине II – начале III в. неотъемлемой частью катехизиса на втором этапе было заучивание наизусть так называемого «правила веры», которое в нескольких предложениях выражало суть церковного вероучения, а также символическое истолкование раннехристианского искусства. Центром «Изложения апостольской проповеди» св. Иринея Лионского было учение о «двух путях», которое готовило оглашаемых к чину отречения от сатаны и сочетания со Христом.
В катехизисе Оригена, представителя Александрийской огласительной школы в конце II – середине III века, важнейшей частью было учение о духовной брани. Все оглашение строилось прежде всего на подробном и глубоком изучении Священного писания и его аллегорическом толковании. Для Оригена характерны догматические темы об Отце, Сыне и Святом Духе, о всеобщем воскресении и последнем суде.
Ярким представителем Иерусалимской школы в IV веке был святитель Кирилл Иерусалимский. К числу наиболее известных его произведений принадлежит собрание проповедей для оглашаемых, которое включает три части: 1) прокатехизис, содержащий предшествующие оглашению проповеди; 2) восемнадцать огласительных слов, обращенных к тем, кто готовится принять Крещение; 3) пять «тайноводственных» проповедей к новокрещеным. Уже в Предогласительном слове формулируется главная цель огласительных бесед – научение жизни по вере, соединение веры, крещения и жизни. В предостережение тем, кто этому не следует, приводится пример Симона волхва, который «крестился, но не просветился; омыл тело водою, но не просветил сердца Духом». В оглашении преподается учение о «бане пакибытия», о «тайне и надежде будущего века», само же Крещение связывается с освобождением от рабства греху и преддверием новой жизни: «Великое дело – предстоящее Крещение, оно – искупление пленным». В начальных огласительных словах главным становится настоятельный призыв «приобщиться к святой Лозе», простив всех своих обидчиков: «Если имеешь что на кого, оставь. Приходишь сюда получить оставление грехов; необходимо и тебе простить согрешившего»5.
Со Второго слова начинает звучать сквозная для всего цикла тема покаяния. Обнажая природу греха, который «попаляет душевные силы», свт. Кирилл напоминает, что «Творец, как благой, создал на дела благие, но созданное по собственному произволению уклонилось в лукавство». На материале Священной библейской истории размышляет он о великих образцах покаяния, явленных царями Давидом, Соломоном, Манассией, Езекией, а также отрекавшимся от Христа ап. Петром. Это дает возможность увидеть силу зла и неоскудевающее «Божие человеколюбие». Святитель призывает «не предаваться напрасно неверию в силу покаяния» и призывает к духовному бодрствованию.
Третье, Четвертое и Пятое огласительные слова предваряют подробный разбор Символа веры и посвящены происхождению и духовному смыслу таинства Крещения, а также сущности христианской веры, которую святитель раскрывает как главное средство спасения.
Начиная с Шестого огласительного слова даются подробные толкования на каждый член Символа веры. Важно подчеркнуть, что рассказ о едином Боге-Отце, о посланном Им воплотившемся Слове – Иисусе Христе и о Святом Духе имеет своей целью раскрытие тайны Богосыновства, т. е. носит не отвлеченно богословский, а личный характер и обращен к каждому оглашаемому. Здесь вновь звучит мотив покаяния. Бог долготерпелив, но ожидает от грешника покаяния: «Бог обладает всеми и терпит убийц, разбойников и блудников, но долготерпению определил срок, когда воздаст каждому, чтобы те, кому дан должайший срок и у кого нераскаянное сердце, подверглись большему осуждению»6.
В десятом и последующих словах свт. Кирилл, отвергая христологические ереси, раскрывает различные этапы земной жизни и служения Иисуса Христа, приводя к ее вершине – Кресту и Воскресению. Благоговейно именуя Крест Христов «похвалой из похвал», «оплотом христианской надежды», святитель вместе с тем предостерегает от духовной расслабленности, напоминает о Кресте и как о предзнаменовании Второго пришествия, Страшного суда. В завершающих огласительных словах их автор научает поклонению Святому Духу7.
Таким образом, в традиции древней церкви мы видим на втором этапе катехизации три сквозные темы.
1. Грехопадение, добро и зло, грех и закон, спасение мира и человека.
2. Заветы Бога с человеком и народом Божьим и высший из них – Новый Завет, заключенный через Крест и Воскресение Христовы.
3. Раскрытие Символа веры и духовного смысла таинства Крещения.
В настоящее время в христианстве имеется немалое разнообразие катехизисов8, но в большинстве их можно видеть смешение тематики бесед для оглашаемых, просвещаемых и новопросвещенных. Все они содержат в первую очередь таинствоводственные темы (по литургическим таинствам крещения и евхаристии и по догматическим таинствам веры) и значит нарушают древний принцип следования научения за опытом, а не перед ним. Единственный современный катехизис, который обращен строго к просвещаемым, т. е. оглашаемым второго этапа, – это катехизис для катехизаторов «Идите, научите все народы» и соответствующий ему катехизис для просвещаемых «В начале было Слово» священника Георгия Кочеткова. В нем четко видны основные части:
I. Научение Закону Божьему как «детоводителю ко Христу»
Эта часть раскрывает перед оглашаемым закон жизни и решает эту задачу через следующие темы:
1. Бог и мир. Сотворение мира.
2. Проблемы экологии как отношения человека к домостроительству Божию, как послушания Богу в Его первой заповеди, данной человеку – хранить и возделывать этот мир.
3. Бог и человек. Сотворение человека. Первый, доисторический Завет – Бога с Адамом.
4. Проблемы биоэтики в широком смысле слова как благодарного отношения человека к человеческой жизни, сотворенной Богом, почитания Творца и в телах своих (ср.: Рим 1:18–32).
5. Добро и зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории человечества.
6. Ветхий Завет Бога с людьми. Четыре Завета – с Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом, Моисеем, Давидом. Закон как «детоводитель ко Христу». Десять заповедей как основной ветхозаветный закон отношений к единому Богу и ближним в «народе Его». Пророки и основные пророчества – мессианские места Священного писания Ветхого завета.
II. Целостное научение основам веры во Христа как Сына Божьего и Сына Человеческого, Спасителя, искупившего нас на Кресте и открывшего путь в Царство Небесное через Свое Воскресение
Эта часть призвана передать просвещаемым закон веры, и раскрывает его через следующие темы:
7. Первый подготовительный этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: Богоявление – Рождество и Крещение с последующим Искушением в пустыне.
8. Четвероевангелие, особенно «синоптики». Жизнь Иисуса на земле – «исполнение» Закона и Пророков. Внутреннее и внешнее подражание Христу.
9. Второй, благовестнический этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до входа в Иерусалим). Его центр – евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отче наш».
10. Третий, искупительно-спасительный этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: от Входа в Иерусалим до Вознесенья. Христос – Новая Пасха. Заключение Христом – Новым Адамом – Нового Завета с Богом (в катехизисе это тема 11).
11. Исполнение обетования: вступление в действие Нового Завета. Начало «шестого» Завета: Пятидесятница и Сошествие Святого Духа. Троическое Богоявление. Рождение Церкви – нового народа и мира Божьего (в катехизисе это тема 13).
III. Передача закона молитвы церкви
12. Участие просвещаемых в синаксарных богослужениях. Основная часть и специфические элементы Литургии оглашаемых. Введение в таинство просвещения – таинство слова и таинства покаяния, крещения, миропомазания и причащения (в катехизисе это тема 10).
Еще две темы примыкают к закону жизни, но уже на новом этапе – в церкви, живущей в истории. Это:
13. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм (в катехизисе это тема 12).
14. Церковь и церкви в истории. Православие и христианские конфессии. Церковь и человеческая индивидуальность, церковь и общество. Церковь и государство в нашей стране, законодательство о свободе совести и религиозных организациях. Современное положение и жизнь автокефальных православных церквей, особенно РПЦ. Роль и место своей епархии и своей общины (прихода) в церкви и мире.
Такое тематическое построение бесед при полном варианте второго этапа оглашения позволяет соотнести в духовном опыте человека законы веры, жизни и молитвы как ведущие к единой вершине или единому центру – Кресту и Воскресению Христовым.
Второй этап начинается с церковного «Аминь» на желание человека стать христианином, членом Церкви. Весь второй этап – это вхождение в народ Божий через личностное приобщение к нему. То есть вся история народа Божьего становится «моей историей», а народ Божий – «моим народом». Каждая тема на втором этапе должна звучать как соотнесенная с этими реалиями: я и отец мой Авраам, я и грехопадение; при этом важно, чтобы происходила не передача информации, а «привитие к древу» народа Божьего. Готовность оглашаемого ко второму этапу проявляется в том, что концептуальные вопросы становятся личными, поэтому раскрытие каждой темы должно быть соотнесено с личным опытом человека.
Возможные последовательные варианты сокращения второго этапа (что, повторим, очень нежелательно) с учетом его целей, которые должны быть достигнуты при любом количестве встреч:
1. Сохранить все темы, но существенно сократить время беседы по каждой из них, например, с трех часов до одного часа, до получаса. В таком случае возможно объединение тем в рамках одной встречи. Например, вариант шести встреч с оглашаемыми: 1-я + 2-я; 3-я + 4-я; 5-я + 6-я; 7-я + 8-я + 9-я; 11-я + 13-я; 12-я + 14-я.
2. Отказаться от всех четных тем, кроме 6-й и 10-й.
3. Сохранить только три беседы, посвященные этапам земной жизни и служения Спасителя, сделав основной упор на третьем искупительно-спасительном этапе.
4. Наконец, в экстраординарных условиях, когда есть возможность провести только одну беседу, оставить тему «Третий, искупительно-спасительный этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: от Входа в Иерусалим до Вознесенья. Христос – Новая Пасха. Заключение Христом – Новым Адамом – Нового Завета с Богом». В катехизисе это тема 11.
Важно, чтобы эти беседы, сколько бы их ни было, помогали просвещаемым входить в опыт веры и послушания Богу, доверия Церкви в лице катехизатора, священника и поручителя, если он есть. Для этого каждая тема должна раскрываться и личностно, и церковно, помогать преодолевать раздвоенность жизни и готовить к отречению от служения князю мира сего и подражанию Христу. А для этого она должна быть не просто лекцией, а проповедью о Христе Воскресшем, через какой бы материал это ни раскрывалось.
1 См.: Кочетков Георгий, свящ. Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях. М. : МВПХШ, 1997. С. 10.
2 Кочетков Георгий, свящ. Таинственное введение в православную катехетику : Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним : Диссертация на степень maitrise de theologie. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1998. С. 87.
3 См.: Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с.
4 Там же. С. 30–37.
5 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 1. 6. (здесь и далее пер. взят из: Ничипоров Илия, свящ. Святитель Кирилл Иерусалимский и его «Огласительные слова». Режим доступа: www.mepar.ru/library/vedomosti/54/924/ (дата обращения 30.04.2014)).
6 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 8. 5.
7 См. анализ «Огласительных слов» свт. Кирилла Иерусалимского в статье: Нечипоров Илия, свящ. Святитель Кирилл Иерусалимский и его «Огласительные слова».
8 Православный катехизис еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского); Катехизис свт. Филарета Московского; Катехизис свт. Николая Сербского; Малый и Большой катехизисы Петра Могилы; Большой катехизис Лаврентия Зизания Тустановского; Катехизис Католической церкви; Большой катехизис доктора Мартина Лютера; Раковский катехизис.