Чем отличается религиоведение от богословия
11 сентября 2013Религиоведение имеет дело с тем, что на протяжении всей истории человечества присутствовало в его жизни как религиозный опыт. Об этом говорит само слово «религиоведение»: «ведать религию». Но в рамках образовательного процесса студенты не могут погружаться в сам этот религиозный опыт. Они могут изучать его только в воплощенном виде, то есть в виде культа и в виде мифологии той или иной религии. И, конечно, они могут увидеть, каким образом религиозная жизнь человека сочетается в обществе с остальными сферами его жизни: с политикой, искусством, психологией и даже психикой, средствами массовой информации, правом и так далее.
Богословие (теология) прежде всего изучает, как в той или иной традиции человек поклоняется самому Богу, оно обращено к верующему человеку и помогает ему войти в традицию веры. И поэтому для меня, например, понятие «светская теология» – это противоречие в терминах, я не очень представляю себе, какой теологией можно заниматься неверующему человеку. Это такое же обычное религиоведение, только чуть больше сконцентрированное на каких-то внешних результатах изучения той или иной религии, вот и все.
Богословие нужно человеку для того, чтобы углублялось его поклонение Богу, а религиоведение – чтобы он лучше понимал верующих людей разных конфессий и вероисповеданий и мог общаться с ними, чтобы народ мог жить как единый народ, не разделяясь по конфессиональным признакам. Когда человек избавляется от каких-то страхов и фантазий в отношении своего соседа, сотрудника на работе, просто попутчика в трамвае, когда ему не рассказывают сказки о зловредности той или иной религии, возникает доверие, открытость, по крайней мере, интерес к тому, а что же такого другого несет в себе религия этого человека. То есть возникает желание общаться, не боясь этого отличия, потому что самое большое, что разделяет людей, – это страх другого. Религиоведение помогает преодолевать именно эти страхи. Другой становится ближе.