В каком возрасте крестить ребенка
Крестить ребенка целесообразно, если придерживаются христианских традиций его родители или хотя бы один из них. При этом другой родитель должен быть не против.
В данном случае речь идет не просто о совершении таинства крещения, а о воспитании ребенка в условиях православной веры, иначе обряд сам по себе не имеет никакого смысла. Это одно из главных церковных правил.
В идеале, чтобы воспитать ребенка в соответствии с православной верой, христианами должны быть оба родителя, иначе они могут столкнуться с непримиримыми противоречиями.
Когда встает вопрос: «Крестить ребенка или нет?», очень важно понимать смысл данного действия и не питать иллюзий, что таинство само по себе гарантирует тому, над кем его совершают, спасение души.
Вместо этого нужно по возможности встретиться и пообщаться с образованными людьми, которые живут по христианским заветам, понять, действительно ли ты хочешь, чтобы крещение принесло те духовные плоды, о которых говорится в Евангелии. Очень важно действовать не по принципу «что ближе к дому» или «что ярче блестит», а действительно искать тех, кто жаждет жить по Евангелию и хочет привить это другим.
По современным церковным правилам, требование веры относится не только к родителям, но еще и к крестным. Поэтому если чего-то (веры, научения или опыта жизни по вере) недостает родителям или крестным, они должны обязательно искать возможности для катехизации (наставления в основах христианской веры и жизни в соответствии с ними). Очень важно все делать максимально сознательно.
Господь сказал, что кто последует за Ним, тот обретет много братьев и сестер, обретет новую жизнь. И невозможно лгать, потворствовать обману и ложным надеждам. Поэтому добросовестная подготовка к крещению (если речь о крещении детей, то начинать надо с родителей и крестных) – это категорическое требование! Если кто-то где-то это требование не соблюдает (это касается даже священников), то он совершает большой грех.
Если исходить из смысла крещения и из церковного опыта, то самое лучшее – принять крещение на третьем десятке своей жизни. Во II-IV веке, когда в церкви практика полноценной и целостной подготовки к крещению была в силе, даже люди, которые воспитывались в христианских семьях, причем совсем не рядовые, а те, кого церковь почитает как святых отцов, крестились именно в этом возрасте.
Иоанн Златоуст крестился в 24 года, Руфин – в 30, Августин – в 33, Григорий Богослов – в 28, Василий Великий – в 26. В общем, компания хорошая. Хотя у них с детства была возможность креститься, она не была реализована даже в таких условиях, как у Василия Великого, хотя вся его семья, сестры, все были «иже во святых».
Почему? Потому что крещение предполагает перед этим покаяние, то есть отречение от всех соблазнов этого мира, а это возможно только при условии достаточной зрелости человека.
Это совсем не значит, что до своего крещения человек или ребенок находился вне церкви. Он находился под покровом молитв церкви, он не проводил время зря: он учился вере.
И это имеет принципиально важное значение, потому что членом церкви человек становится именно по вере, а не по крещению.
Сегодня мы наблюдаем сдвиг сознания, когда критериями для членства в церкви считают вещи, которые в древней церкви были прерогативой только уж совсем верных членов церкви. Крещеный, причащающийся – это тот, кто утверждает свою веру и обновляет ее. А членом церкви человек становится по своей вере, когда об этом есть хоть малейшее свидетельство самой церкви, и тогда он становится оглашаемым, то есть начинает подготовку к крещению, которая у детей может длиться годами!
Неслучайно существует много церковных правил, канонов, относящихся именно к оглашаемым, то есть к некрещеным членам церкви.
Конечно, эта норма реализуема только в условиях, где есть живая церковная среда. Тогда и само крещение будет приносить максимальные плоды, о которых сказано в Евангелии.
Там же, где этого нет, нужно с мудрой рассудительностью принимать решения, учитывая хотя бы отдельные условия, закрепленные и в предании церкви, и в ее современных документах.
Источник: Летидор