Перейти к основному содержимому

Спасти музеи от «Левиафана»

Возможность покупки онлайн-билетов, создание музейного Youtube-канала, гибкая система ценообразования и схемы прохода к музеям на остановках общественного транспорта – идеи-победители общегородского краудсорсинг-проекта «Музеи Москвы». Чего еще не хватает московским музеям, «Российская газета» спросила у экспертов. 

Первое, чего им не хватает – это свободы существования. Когда музеи работают на плановой основе, то есть должны выполнять план по посетителям, по выставкам и так далее, это очень сильно стесняет их работу. При том что много денег они всё равно не приносят, это заведомо убыточные предприятия, расходы на них всегда превышают доходы – это я как бывший плановик и заведующий плановым отделом Третьяковки говорю: план – вещь недопустимая. Всё это заставляет музей работать как производственное предприятие, хотя на самом деле это учреждение культуры, духовное в некотором смысле. Поэтому первое – это свобода. 

Второе – проблема «левиафана». Так Анатолий Васильевич Бакушинский, наш известный музеевед, называл крупные музеи, которые поглотили огромное количество мелких собраний. Они вынужденно показывают, во-первых, слишком малую часть этих коллекций – обычное соотношение: десятая часть в экспозиции, остальное – в фондах. Во-вторых, представленное оказывается всегда вне живого контекста, и этот контекст важно задать. Хорошим решением могло бы стать разукрупнение музеев – не разделение их на части, а устройство системы филиалов прямо в городе. Для этого идеально подошли бы исторические здания, которые либо не используются, либо используются не по назначению – как жилые, как хозяйственные. Ведь есть еще немало зданий с хорошей архитектурой, исторически связанных с какими-то личностями, событиями. Там и нужно устраивать небольшие филиалы центральных музеев и показывать то, что сейчас хранится в запасниках. Это соотношение 9 к 1 слишком ненормальное. 

И третье – для музеев нужно готовить квалифицированные кадры: хранителей, экскурсоводов и других музейных работников. Сейчас это практически не делается. Отделение музееведения в МГУ – это капля в море. Нужна система дополнительного профессионального образования, которое можно будет получить после первого искусствоведческого или какого-то другого образования. 

Можно установить в «предбанниках» художественных музеев экраны вроде тех, которые употребляются для определения маршрута в метро: набираешь, предположим, «Врубель» – и зажигается линия оптимального маршрута к нему по залам. А еще можно предложить поставить в залы небольшие экраны, чтобы на них вызывать изображения произведений этого же автора в других музеях. Оба эти предложения можно модифицировать для использования не только в художественных музеях. 

Источник: Российская газета

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225