Спасти музеи от «Левиафана»
Александр Копировский
Профессор СФИ, кандидат педагогических наук
Первое, чего им не хватает – это свободы существования. Когда музеи работают на плановой основе, то есть должны выполнять план по посетителям, по выставкам и так далее, это очень сильно стесняет их работу. При том что много денег они всё равно не приносят, это заведомо убыточные предприятия, расходы на них всегда превышают доходы – это я как бывший плановик и заведующий плановым отделом Третьяковки говорю: план – вещь недопустимая. Всё это заставляет музей работать как производственное предприятие, хотя на самом деле это учреждение культуры, духовное в некотором смысле. Поэтому первое – это свобода.
Второе – проблема «левиафана». Так Анатолий Васильевич Бакушинский, наш известный музеевед, называл крупные музеи, которые поглотили огромное количество мелких собраний. Они вынужденно показывают, во-первых, слишком малую часть этих коллекций – обычное соотношение: десятая часть в экспозиции, остальное – в фондах. Во-вторых, представленное оказывается всегда вне живого контекста, и этот контекст важно задать. Хорошим решением могло бы стать разукрупнение музеев – не разделение их на части, а устройство системы филиалов прямо в городе. Для этого идеально подошли бы исторические здания, которые либо не используются, либо используются не по назначению – как жилые, как хозяйственные. Ведь есть еще немало зданий с хорошей архитектурой, исторически связанных с какими-то личностями, событиями. Там и нужно устраивать небольшие филиалы центральных музеев и показывать то, что сейчас хранится в запасниках. Это соотношение 9 к 1 слишком ненормальное.
И третье – для музеев нужно готовить квалифицированные кадры: хранителей, экскурсоводов и других музейных работников. Сейчас это практически не делается. Отделение музееведения в МГУ – это капля в море. Нужна система дополнительного профессионального образования, которое можно будет получить после первого искусствоведческого или какого-то другого образования.
Можно установить в «предбанниках» художественных музеев экраны вроде тех, которые употребляются для определения маршрута в метро: набираешь, предположим, «Врубель» – и зажигается линия оптимального маршрута к нему по залам. А еще можно предложить поставить в залы небольшие экраны, чтобы на них вызывать изображения произведений этого же автора в других музеях. Оба эти предложения можно модифицировать для использования не только в художественных музеях.
Источник: Российская газета