Перейти к основному содержимому

Русские не хотят войны

Милитаристская риторика, которая подогревается политическими силами, не поддерживалась бы церковью, если бы ей настойчиво не рекомендовали это делать.

Нельзя сказать, что церковь сейчас настроена очень патриотически, но и сказать, что она настроена милитаристски, тоже нельзя. Она просто не имеет в себе сил отказать в просьбе власть придержащим. Церкви надо обретать свободу, более ясное самосознание, понимать, что, когда она идёт на такие компромиссы, это подрывает доверие к ней народа, которому мы хотим служить, мешает его духовному возрождению и процветанию. Наш народ воевать не может и не хочет. Сейчас время, когда воевать и поддерживать военные настроения очень неестественно в любой форме. Церкви не нужно освящать никакие боеголовки, никакое оружие. К слову говоря, это запрещено канонами. То, что служит убийству человека, не должно освящаться. Да, иногда верующему человеку по необходимости приходится брать в руки оружие, когда он защищает своих друзей, своих родных, свою землю. Но это всегда компромисс, жёсткая необходимость защищаться от зла в мире, лежащем во зле.

Нередко милитаризм связывают с патриотизмом, потому что злу нужны прикрытия, нужно что-то на себя «нацепить», чтобы выглядеть прилично. Но милитаризм есть милитаризм. А патриотизм – это любовь к Родине, любовь «к родному пепелищу» – очагу, и «к отеческим гробам» – традиции своего народа, своей земле, тому месту, которое связано с твоей жизнью, которое ты обустраиваешь, которое тебя хранит и как бы вписывает в мировой контекст.

В народе есть тоска по возрождению национального начала, русской культуры, русского слова, святости. Но пробиться к этому можно, только поняв, что мы потеряли и как это случилось, то есть покаявшись. А когда думают, что патриотизм должен быть связан с милитаризмом, – это всегда плод невежества и злоупотребление этим невежеством. Если ты патриот, значит, ты настроен воинственно, значит, ты хочешь у кого-то что-то отнять, захватить, развязать войну. Настоящий патриотизм таких целей не преследует, хотя и включает в себя понятие защиты своей родины, своих ближних. Как Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Эти слова Христа и открывают нам, что есть настоящий патриотизм и какое место он занимает в жизни церкви.

Главное дело церкви – проповедь слова Божьего, возрождение человека, его сердца, его жизни, и в первую очередь духа. Церковь должна участвовать в рождении человека свыше, в становлении его настоящей личностью во Христе. Она несомненно отвечает ещё и за историю, за свой народ, за свою традицию, но это всегда должно стоять на втором месте. Древняя церковь пыталась уйти от истории, не признавать её, думая, что вот-вот всё кончится. Но вот, две тысячи лет прошло, а мир сей ещё стоит, хотя это и кажется удивительным. А коли так, значит, мы должны отвечать за эту историю, за свою страну, свой народ, своё общество. В каком-то смысле и за государство, но мы должны именно просветлять эти явления и общности, благодатью Божьей разгонять всё темное, что нападает на людей, на нашу землю, но никогда не переставлять местами эти внутренние задачи церкви.

Христиане призваны быть настоящими патриотами, но это значит быть носителями лучших черт своего народа – в нашей стране, конечно, в первую очередь русского. Надо помнить всё лучшее, что было на этой земле, но и плохое тоже знать, чтобы из этого делать выводы. Это следует делать и каждому народу на земле – история должна людей учить. Я за такой просвещённый патриотизм, который является синонимом ответственности за ближних, за тех, кого Господь нам даёт, независимо от их веры, возраста, пола, социального положения, культуры. Такой патриотизм я только приветствую и жалею, что его очень мало в нашей церкви и в нашей стране. А всё, что называется патриотизмом сплошь и рядом, вообще не может быть так названо. Это только компромисс, исполнение определенного социально-политического заказа, то есть нечто искусственное.

Искусственное и наше 23 февраля – просто пережиток советского времени. Думаю, это не тот праздник, который надо справлять христианину. Всё-таки его происхождение связано с созданием Красной армии, с установлением советской власти, которая почти уничтожила русский народ и Русскую церковь. И даже трансформацию его просто в «мужской день», подобно «женскому дню» 8 марта, тоже не стоит поддерживать. Постановка полового признака во главу угла, как будто главное, что есть в человеке, это его пол, – это нехристианский подход к человеку. И поздравлять женщин, потому что они женщины, мужчин – потому что они мужчины, мне представляется и для тех, и для других унизительным.

Источник: НГ Религии