Перейти к основному содержимому

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник празднуется первым в церковном календаре.
Пьетро Каваллини, Рождество Богородицы, 1296-1300

Пьетро Каваллини, Рождество Богородицы, 1296-1300

«Примечательно, что церковный год начинается с празднования Рождества Всесвятой Богородицы, соединяя Ветхий Завет и Новый, – говорит основатель Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. – Это событие как бы вбирает в себя все дары Ветхого Завета, ведь Богородица – главный его плод, плод жизни и веры древнего Израиля. Смысл этого праздника как раз в том, что в служении Богородицы исполняются пророчества и писания. Кто мог предположить, что промысел Божий о спасении человека и судьбе человечества осуществится через женщину. Через служение Пречистой Девы, которая смогла воспринять в себя воплотившееся Божье Слово. Кроткая и смиренная сердцем, она приняла наибольший дар, какой только может получить на земле женщина».

Как плоды веры изменили судьбу человечества

Именно от Рождества Богородицы начался путь примирения человека с Богом через рождение Иисуса Христа. А затем – путь всего человеческого рода к спасению. Ведь главное, для чего пришла в мир Пресвятая Богородица, это принести всему человечеству Сына Божьего, который упразднит смерть. И дарует всему человечеству веру в Жизнь Вечную, в воскресение после смерти, говорит отец Георгий.

В Евангелии от Луки есть драгоценные слова Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, адресованные Марии: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа». «И Мария, названная здесь «Уверовавшая», раскрывает нам главную тайну своей судьбы, – говорит священник Георгий Кочетков. – К сожалению, я никогда в жизни не слышал, чтобы мы теперь называли Деву Марию так же, как в Писании: «Уверовавшая», чтобы мы прославляли ее так, как прославляет ее евангелист Лука – за веру. Действительно, блаженна та, которая может ТАК уверовать». Ведь плоды ее веры изменили судьбу всего человечества.

И Богоизбранной она стала именно за эту веру, за кротость, за готовность всю себя отдать на служение Господу, рассказывает священник. Эта тема – служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу – важный смысловой пласт праздника ее Рождества. Она всегда была послушна воле Господа. И тогда, когда маленькой девочкой оказалась готова прийти на служение в Иерусалимский храм. И потом, когда ей явилось откровение, что она станет матерью Спасителя мира, Дева Мария была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. Весь ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей, принятия всего, что пошлет ей Господь.

Мост между небом и землей

В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Пресвятой Богородицы. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает немощи и скорби каждого. Матерь Божия остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем.

Митрополит Антоний Сурожский так говорил об этом празднике в своей проповеди: «Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Сегодня родилась Та, которая станет мостом между Небом и землей; Та, которая станет дверью воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о ней с лаской, дивиться на нее и просить ее научить нас – может быть, не уподобиться ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить ее с благоговением, поклоняться ей так, чтобы стать достойными быть одного с ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что она явила такую совершенную верность. Аминь».

И значит, мы не зря имеем неисчислимое количество радостных праздников, посвященных Божьей матери, ее пречестному образу, продолжает священник Георгий Кочетков. «Взгляните в календарь, там почти каждый день так или иначе прославляется Божья матерь – или какое-то событие из ее жизни, ее жития, или чудеса через ее святые иконы, которые с такой любовью были написаны и распространились по всей нашей земле, ибо по ее примеру уверовавших стало в мире больше. На Руси тоже уверовавших, подобно Божьей матери, было множество, поэтому у нас такое множество ее чудотворных икон», – рассказывает священник.

Источник: МИР 24