Юбилей «философского парохода»
Организаторы выставки, Свято-Филаретовский институт и Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ), реконструировали историю «философского парохода» на примере его семерых пассажиров — философов Николая Лосского, Николая Бердяева, Семёна Франка, Ивана Ильина, Фёдора Степуна, протоиерея Сергия Булгакова и социолога Питирима Сорокина, — их отношения к революции февраля и октября 1917 года, изменения представлений о России и их вклад в мировую философию, антропологию, социологию и искусство.
Среди артефактов выставки — эмигрантские издания из коллекции Виктора Щедрина и из собрания Дома русского зарубежья. Несколько фотографий, с десяток книг, выпущенных уже в другой, эмигрантской жизни и ни одного мемориального предмета. Опись имущества, вывозимого Бердяевым, даёт, пожалуй, самый очевидный ответ на вопрос о материальном наследии. По сути, выставка — попытка свести воедино, проанализировать масштабы и последствия произошедшего, обратить внимание на интеллектуальное наследие уехавших.
О незаживающих травмах столетней давности в интервью, записанных кураторами выставки Софьей Андросенко и Юлией Балакшиной, рассуждают писатель Евгений Водолазкин, философ Андрей Тесля.
В истории «философского парохода» много мифологии. Специального, предназначенного для философов, изгоняемых из советской России, не было. Было несколько разных пароходов. И поездов. Сам термин «философский пароход» возник в 1990 году с легкой руки философа Сергея Хоружего.
В августе 1922 года Лев Троцкий заявил в интервью американской журналистке Анне Луизе Стронг: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они потенциальное орудие в руках наших возможных врагов. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. Я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».
Высылка носила название «Операции». На допросах в ЧК от высылаемых требовали заявление с просьбой разрешить им выезд за границу за свой счет и дать подписку о том, что им известно о том, что за самовольное возвращение в Советскую Россию их ждет высшая мера наказания, то есть расстрел.
По воспоминаниям, философ Фёдор Степун, вызванный с женой на допрос на Лубянку, был почти очарован вежливостью следователя. И на вопрос, за чей счет, казенный или личный, он предпочитает выехать за границу, даже допустил возможность воспользоваться государственным финансированием. Но фраза следователя: «Пойдёте этапом в Польшу» — заставила его срочно изменить точку зрения и согласиться на высылку за собственные средства.
Выезжали на пароходах из Петрограда, Одессы и Севастополя, поездами из Москвы в Латвию и Германию. Организаторы выставки приводят цифру высланных от 228 до 272 человек. Среди них — 43 врача, 69 философов, педагогов, научных работников, 10 инженеров, 29 писателей и журналистов, 34 студента и 69 политических деятелей.
Философ Николай Бердяев
«Богу нужна свобода человека более, чем самому человеку. Человек легко отказывается от свободы во имя облегчения жизни, но Бог не может отказаться от свободы человека, ибо с этим связан Его замысел о миротворении».
Источник: «Метафизическая проблема свободы»
Философ Николай Лосский
«Субъективное сознание чистоты намерения, свободы от всякого личного расчёта, даже проявление жертвенности при совершении поступка вовсе не гарантируют ещё нравственного совершенства его».
Источник: «Условия абсолютного добра»
Фёдор Степун
«Не сорвись русская жизнь со своих корней, не вскипи она на весь мир смрадными пучинами своего вдохновенного окаянства, в памяти остались бы одни райские видения. Но Русь сорвалась, вскипела, “взвихрилась”. В её злой беде много и нашей вины перед ней. Кто это совестью понял, тому уже не найти больше в прошлом ничем не омрачённых воспоминаний».
Источник: «Бывшее и несбывшееся»
Философ Семён Франк
«Великая мировая смута нашего времени совершается всё же недаром, есть не мучительное топтание человечества на одном месте, не бессмысленное нагромождение бесцельных зверств, мерзостей и страданий. Это есть тяжкий путь чистилища, проходимый современным человечеством; и может быть, не будет самомнением вера, что мы, русские, побывавшие уже в глубинах ада, вкусившие, как никто, все горькие плоды поклонения мерзости Вавилонской, первыми пройдём через это чистилище и поможем и другим найти путь к духовному воскресенью».
Источник: «Крушение кумиров»
Протоиерей Сергий Булгаков
«Раньше я все понимал и толковал, а теперь этой судьбы России я не понимаю и не берусь истолковывать, Богу я верю, потому что верю в Бога, значит, верю, что и происшедшее с Россией нужно, совершилось не только по грехам нашим, но и да явятся дела Божии. <…> В Россию надо верить и надо надеяться, но то, что я вижу, знаю и понимаю, не даёт ни веры, ни надежды. Я не могу даже любить её, могу только жалеть, а между тем есть долг верности России».
Источник: из дневника, 1922 год
Социолог Питирим Сорокин
«В руках слабоумного техника может создать только слабоумное».
Источник: «Человек. Цивилизация. Общество»
Философ Иван Ильин
«Было когда-то, до революции, общее здоровье, и им мы пользовались на месте, совместно и сообща; пришла общая беда, и её мы должны принять на месте, совместно с нашим народом и сообща с ним. Или мы — кочевники, меняющие заражённое и обглоданное пастбище на другое, нетронутое? Или мы — зайцы, робко бегущие прочь, как только злой охотник спустит на нас злых собак? Или наша Россия есть дикое поле, на котором селится и властвует первая вторгшаяся шайка разбойников, не встречая ни протеста, ни противодействия?»
Источник: «Очерки внутренней России»
Источник: Forbes