Исповедь по интернету, или Как подготовиться к Рождеству в условиях пандемии
«Сейчас, во время пандемии, когда посещать храмы часто небезопасно, нам стоит вспомнить слова Писания о том, что «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, не в рукотворных храмах обитает», и «не далеко Он от каждого из нас», – говорит основатель СФИ священник Георгий Кочетков.
Сейчас важно позаботиться друг о друге и уберечь окружающих и себя от возможного заражения, исполнять все церковные рекомендации, которые даны на время пандемии. В храмах сейчас нанесена разметка, и надо придерживаться ее, не заходить в храм, если там уже находится много людей. Прихожане входят в храм в медицинских масках, не благословляется прикладываться к иконам и ко кресту. А во время причастия священник дезинфицирует ложечку в спирте, прежде чем взять из чаши новую порцию Святых Даров. И для святой воды используются только одноразовые стаканы. Но даже этого может быть мало.
Как организовать посещение храма и нужно ли это делать
«Пока эпидемиологическая ситуация остается сложной, и даже при соблюдении принятых мер при причащении и исповеди в храме риск сохраняется, поскольку это все-таки место скопления людей, – говорит отец Георгий Кочетков. – Это не означает, что вообще не нужно ходить в храм, тем более во время поста. Но сейчас это можно делать реже, прибегая к возможностям, которые предлагает нам церковная традиция и современные технологии. Хотя, конечно, никакие технические средства сами молиться за нас не будут».
«Самое главное зависит от нашей веры, от того, насколько мы имеем дерзновение обращаться к Богу. Мы в братстве, начиная с марта, когда все ушли на карантин, стали каждое воскресенье транслировать на ютубе субботнее и воскресное праздничное богослужение, чтобы к ним имел возможность подключиться любой православный христианин. Вскоре так стали делать и в некоторых других храмах», – говорит священник.
Как минимум можно вставать дома у икон, зажигать свечи и включать трансляцию богослужения. Господь слышит наши молитвы, где бы мы в это время ни находились. По словам священника Павла Бибина, для христиан происходящее сейчас – это испытание глубины и подлинности их веры. Апостол Павел говорит: «испытывайте себя, в вере ли вы». Благодаря нынешним условиям мы можем пережить подготовку к празднику более духовно, потому что сможем себя проверить: что будет, если из нашей жизни исчезнут крестные ходы, торжественные рождественские богослужения, встречи. Сможем ли мы и тогда пережить тайну Рождества Христова?
Как быть с исповедью и причастием
Очень важная часть подготовки к Рождеству всегда состояла в исповеди и причастии. Как же быть с ними в условиях пандемии?
Если вспомнить историю, мы увидим, что условия, когда многие не могут прийти в церковь, не могут исповедоваться и причаститься – не уникальны. Есть трагические страницы нашей истории, когда верующие люди оказывались вдали от возможностей и причаститься, и быть с родными людьми на Рождество. «Опыт святых ХХ века, новомучеников дает примеры, когда люди совершали таинства, находясь в ссылках, лагерях, не имея необходимых предметов церковной утвари, и очевидно, что Господь их посещал и благословлял. Поэтому и наше положение дает нам возможность заострить внимание на вопросах центральных, касающихся нашей веры и жизни перед лицом Божьим», – говорит отец Павел Бибин.
«Бог может приобщить нас к Себе и Своей жизни и через молитву – общение с Ним, и через слышание и сердечное размышление над словом Евангелия, и через бескорыстное участие в жизни тех, кому нужна наша помощь – словом или делом. И даже через движение нашего сердца, когда оно открывается Богу и ближнему», – говорит священник Георгий Кочетков.
«Это, конечно, не отменяет важности нашего участия в Литургии, – говорит священник. – Для нас Евхаристия как таинство благодарения Отца за Сына и причащения Христу и Церкви принципиально. Но сейчас, когда ходить в храм все-таки еще не безопасно, нам важно позаботиться о людях, о наших братьях и сестрах. Тем более что в богатой православной традиции все для этого есть». По словам отца Георгия, благочестивым церковным обычаем, о котором упоминает, например, святитель Феофан Затворник, является причащение мирян запасными Святыми Дарами на дому.
Бывают особые времена и обстоятельства – болезни, гонения, эпидемии, войны, заключение, дальние путешествия туда, где нет православного храма, – когда нам позволено значительно больше того, что диктуют ординарные условия. Это относится и к нашему времени пандемии.
Митрополит Гурий (Егоров) рассказывал, как находясь в заключении в советском лагере, он исповедовал и причащал людей переданными ему запасными Дарами. Исповедь происходила во время прогулок, на ходу. Разрешительную молитву владыка читал наизусть, незаметно совершая крестное знамение над человеком, потом он давал Святые Дары – крошечку, завернутую в чистую бумажку, и говорил: «А это вы скушаете завтра натощак».
«Так и сейчас священник, если к нему обращается мирянин, благочестие которого ему известно, которому он может доверять, может передать ему на дом запасные Святые Дары для причащения себя и своей семьи, если она христианская, – продолжает священник. – Конечно, такого мирянина еще нужно научить благоговейному и осторожному обращению со святыней, чтобы ни одна крошечка не упала, чтобы Дары хранились в надежном месте».
По словам священника Георгия Кочеткова, подготовка к причащению на дому нужна такая же, как и в обычных условиях. Самое главное – это примириться, по возможности, со всеми, ни на кого не держать зла или обиды и попросить прощения у всех, кого могли обидеть мы. Даже если ты не обижен, но на тебя обижены, подумай, насколько ты в этом виноват. Как правило, виноват. И, поэтому Господь говорит: «Ты иди и примирись!». Если ты вспомнил, что кто-то против тебя имеет что-то, ты мирись быстрее. Иначе причастие твое будет не причастием, а действием в суд и в осуждение. Некоторые говорят: «Ну я пойду поисповедуюсь, все скажу пред Богом, открою свое сердце и вот будет хорошо, тогда я буду готов». Это хорошо, но этого, как показывает опыт, бывает недостаточно. Иногда люди уже и созрели для того, чтобы признать свою вину, но часто они на этом останавливаются. Им хочется, чтобы все само рассосалось, само прошло, чтобы мир установился как бы задешево. А вот этот мир задешево не устанавливается. Надо за него побороться, идти и устанавливать его самим – мириться, говорит священник.
«Что касается исповеди, сейчас в ситуации пандемии она может быть по телефону или по интернету, – говорит отец Георгий Кочетков. – Лучше, конечно, когда священник хорошо знает того, кто исповедуется. Иначе исповедь может быть профанацией. Но от этого точно так же не застрахована и исповедь в храме».
Что касается исповеди и причащения на дому больных людей, то и это в пандемию не редкость. Ведь верующий человек, который находится в болезни, а тем более тот, чья жизнь под угрозой, нуждается в исповеди и причастии, а иногда и в соборовании перед смертью.
«У нас всегда есть наготове Святые Дары на такой случай и список дежурных батюшек, которые имеют право выезжать к больным и умирающим, – сказал корреспонденту «МИР 24» православный священник Илья Симонов. – Важно успеть, чтобы человек был в сознании и мог бы говорить, исповедоваться. Это очень важно. Плохо, если родственники тянут с вызовом священника до самого последнего момента. Тогда мы застаем умирающего уже в беспамятстве, или в состоянии, когда сознание его путается, и он не может сосредоточиться для исповеди. А ведь за границей земной жизни нет отпущения грехов».
Как же защищаются от коронавируса православные священники, отправляясь к больным и умирающим? Точно так же, как делают это участковые врачи, отправляясь на вызов к больному на дом. Вот что рассказал об этом корреспонденту «МИР 24» настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе протоиерей Христофор Хилл:
«Поскольку я 25 лет служу в храме при хосписе в Москве, мне давно уже знакома процедура пастырского окормления больных людей. Нужно надеть специальный халат и маску, использовать одноразовые бумажные платы и отдельную лжицу с соответствующей дезинфекцией. Все это далеко не является для меня новшеством. Только сейчас это касается всех пациентов, а не отдельных. В общем-то я приверженец золотой середины: неукоснительно соблюдать рекомендации врачей и Патриархии, но без драматизации ситуации», – говорит настоятель.
Источник: МИР 24