О традиции возложения рук
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос воскрес!
Дорогие братья и сёстры, какое замечательное слово писания нам сегодня довелось слышать! Оно короткое, простое, и в то же время в нём много таких моментов, на которых хочется остановиться и о них подумать с тем, чтобы слово Божье не проходило мимо наших ушей, мимо нашей жизни, как это, к сожалению, часто в нашей церкви бывает.
Речь здесь идёт о первых годах жизни церкви после Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа, а может быть, о первых десятилетиях. Число учеников Христовых, число верующих множилось. Сначала в церковь приходили целые тысячи, в том числе из разных сект, где люди искали особо благочестивой жизни. Они уже не доверяли храмовому порядку, священникам и даже порой переставали их признавать. Но это были крепкие верующие люди, способные на подвиги, на жизнь в очень трудных условиях. Потом, конечно, такого уже не было, чтобы единовременно приходили тысячи, но слово Божье, тем не менее, продолжало быстро распространяться.
И вот, начинается простая жизнь церкви – а где простая жизнь, там есть и простые проблемы. Были такие проблемы и среди умножившегося сонма учеников. Так, говорится, что у эллинистов – то есть у евреев, которые происходили не из Иудеи, не из Палестины, а из стран рассеяния, – начался ропот, потому что местные евреи не очень красиво поступали с эллинистами и обделяли их вдов в ежедневной раздаче. А как вы помните, первохристианская церковь жила в условиях коммунизма – не могу сказать, что «научного», но духовного точно. Они жили вместе, принося всё своё имущество в общину, но они и вместе распределяли всё между всеми. Ведь людям надо каждый день что-то есть, им надо поддерживать свою жизнь и при этом ещё быть достаточно свободными, чтобы служить Богу. Это даётся непросто. И вообще нелегко жить в общине, нелегко жить в братстве, нелегко быть настоящим учеником Христовым, тем более если ты не один, если вас много.
И тут вышло, что вдов эллинистов обделяли в ежедневной раздаче. И тогда возник интересный момент, который потом сыграл большую роль в жизни всей церкви. Двенадцать, то есть те самые двенадцать, которые были с Господом, сказали, что их главное дело – молитва и благовестие, нести слово Божье, и что им нехорошо, забросив это служение, заниматься вещами второстепенными, пусть даже очень нужными, хозяйственными, – прислуживать у столов. Хотя всегда приятно услужить другому человеку, если ты его любишь. А между христианами были именно эти отношения любви, поэтому они с удовольствием прислуживали друг другу. Они старались не освободиться от этого «прислуживания», а наоборот, стремились к нему, потому что у них была любовь настоящая, а не на словах, как это нередко бывает в наше время, когда слова одни, а дела другие. Итак, апостолы предложили найти из числа всех верующих семь человек с хорошей репутацией, которые могли бы взять на себя служение за трапезой. Не просто хороших людей, которые были бы общительными, приятными, умными, замечательными, – но исполненных духа и мудрости, которая свыше. Оказывается, и чтобы прислуживать у столов, нужны мудрость и сила духа, просто так это не получится: будешь желать хорошего, а выходить будет всё время что-то не то.
И вот, таких людей нашли и поставили на это дело, потому что слово апостолов было хорошо принято всей церковью, оно понравилось всему множеству. А что такое это множество? Это церковь, это все её члены в данной общине. Никаких иерархических отношений, как видите, здесь нет: ни присутствием апостолов, ни поставлением дьяконов они не устанавливались. Я представляю себе, что было бы у нас в любом храме, если бы там вдруг сейчас явился апостол. Его бы или просто не заметили, или выгнали. Так же часто говорят и о Христе, что, явись Он среди современных христиан, Его бы совсем не поняли или просто выгнали. А если бы даже приняли и поняли, то что? Стали бы раболепствовать перед Ним, восхвалять. Уж я не знаю, как бы Его назвали, ведь что может быть выше наших «святейших» и «блаженнейших», но что-нибудь нашли бы. Когда очень хочется, всегда найдут. Но вот мы читаем, что никаких иерархических отношений в церкви не было: ни апостолы, ни дьяконы, ни пресвитеры не устанавливали собою иерархических отношений. Хотя были апостолы, и они, конечно, в общине были старшими, были и пресвитеры, и они, конечно, тоже были старейшинами. А вот, появились дьяконы, которые были исполнены духа и мудрости, а не просто были этакими благоутробными, прекрасными голосистыми людьми, но никакой иерархической вертикали и тут не появилось.
Итак, в апостольской общине избрали («прохирисис») семь человек, исполненных Духа Святого и веры. Среди них был Стефан, впоследствии ставший первым христианским мучеником. В более поздней традиции его назовут перводьяконом. Ещё среди этих первых дьяконов, которые в Деяниях перечисляются по именам, в этой дьяконской команде был и некий Николай из Антиохии. Он был прозелит, что значит обращённый в веру из язычников. То есть среди людей, исполненных духа и мудрости, что интересно, мог быть и недавно обращённый язычник.
Далее, этих людей, уже избранных и принятых всем множеством, поставили перед апостолами, о них помолились, возложили на них руки, и они стали совершать своё служение дьяконов. Что значит «помолились и возложили на них руки»? Сейчас «рукоположение», или «руковозложение» – по-гречески «хиротесия» – тоже совершается, как совершается и «поставление» – «хиротония». Но обычно понятие «хиротесия» теперь относят к поставлению церковнослужителей, так называемого низшего клира, совершаемому вне алтаря, а «хиротония» – к поставлению так называемого высшего клира, собственно священнослужителей. Конечно, в апостольские времена такого различения руковозложений ещё никто не делал, да и сама молитва с возложением рук только помогала, укрепляла людей в служении, указывала всем на то, что эти люди действительно избраны Богом и что они согласны и способны на новое служение.
Возложение рук – хиротония или хиротесия – это опять же ещё не есть обязательно установление иерархических отношений. Это и не какой-то магический акт – кто-то руки тебе на голову положил, и вот, твоя человеческая сущность изменилась. Конечно, нет. Все христиане были той же сущности, они оставались такими же людьми, какими были до поставления. Возложение рук могло очень широко использоваться в древней церкви и имело только одно значение: когда нужно было как-то сугубо, внимательно, концентрированно, возвышенно помолиться, когда происходило что-то особо значительное, тогда и возлагали руки. Так являли и церковную соборность. Ничего особо священного, сакрального в руковозложении как таковом – в самом обряде, в самой форме действия – не было. Но мы часто идеализируем какие-то вещи в церкви, иногда придумываем им какие-то свойства, приписываем такие функции, которых, может быть, на самом деле и нет. Помню, как в духовной семинарии и академии рукополагали некоторых ребят. И вот, один семинарист – он был просто хулиган, но только его рукоположили, он стал благостным таким прямо в тот же день. И говорит: «Сегодня меня рукополагали, и тут я почувствовал, что благодать на меня прямо так и села…». Я, конечно, услышав эти слова, улыбнулся, но интересно, что многие к этому относились с удивительным благоговением, прямо как к какому-то откровению свыше. Это наивно, но кто-то именно так думает.
Для нас всё-таки важно ещё подумать и понять, что значит церковное поставление на служение. Нужно ли для этого поставления руковозложение? Если мы можем и так концентрированно, внимательно молиться о благословении Божьем на предстоящее служение – может быть, и не нужно никакого рукоположения? А значит, и преемственности рукоположений не нужно, достаточно свидетельства церкви о действенности и действительности поставления. А что такое поставление? Это что, какой-то юридический акт? Должен быть написан какой-то декрет, утверждённый каким-то начальством? Видимо, нет. Если дело благодатное, если мы в этом уверены и свидетельствуем, что сошёл Дух Святой и благодать поддерживает то, что мы делаем для того или другого человека в общине, в братстве, в церкви, то это и есть поставление. Значит, здесь никакое внешнее преемство руковозложений не важно, а важно преемство, восходящее к Самому Духу Святому. Людей на служение ставит Дух Святой, о чём говорится даже в наших молитвах на дьяконской хиротонии. Там есть такие слова: «Ты же, Владыка всего, и этого служителя Твоего, которого Ты удостоил принять служение дьякона, преисполни веры, и любви, и силы, и святости через наитие святого и животворящего Твоего Духа – ибо не в наложении рук моих, но в посещении неистощимых Твоих милостей даётся благодать тем, кто достоин пред лицом Твоим…».
И вот, такая молитва, такое поставление, такое служение, как мы читаем в книге Деяний, давали плоды. В результате у апостолов появилось больше времени и сил для того, чтобы усердствовать в молитве и служении слова. Дьяконы, исполненные Духа Святого, веры и мудрости, продолжали радовать всех на общих трапезах, агапах и евхаристии, которые были единой трапезой, только двумя её частями. В итоге, как сказано, «слово Божие возрастало, и число учеников сильно увеличивалось». И не поверите, но «очень многие священники покорялись вере» (Деян 6:7).
Это как-то превосходит наш разум, наш житейский опыт, но вот так было, тем не менее, что даже священники, священнослужители покорялись вере. Кто из них? Неизвестно. К сожалению, никто не назван конкретно, но мы не можем не доверять этому замечательному свидетельству из книги Деяний святых апостолов. Значит, у нас есть надежда, значит, нет людей совсем безнадёжных, значит, можно свидетельствовать в силе Духа Святого и священникам, и архиереям, и вообще кому угодно в церкви, если они потеряли благодать, если они ещё не обрели своего служения, веры и мудрости.
Такое бывает нередко с нашими дьяконами, пресвитерами и архиереями, что никакой мудрости, никакого духа, никакой веры в их словах и делах не прослеживается. Более того, есть иногда прямое разрушение ими церкви, о чём мы только сожалеем и хотели бы, чтобы этого более никогда не было. Но как это можно исправить – пока сказать трудно. Однако мы надеемся и верим, что любой человек пред Господом может обрести веру, в каком бы состоянии «выгорания» или «саморазрушения» он ни находился в данный момент.
Так что будем радоваться, что Господь может любые человеческие преграды преодолеть! Будем радоваться тому, что Свою Церковь ведёт Сам воскресший Господь, что Дух Святой её оплодотворяет, усиливает, собирает и открывает ей духовные тайны во славу Божью!
Аминь!
Христос воскрес!