Перейти к основному содержимому

Четыре года без отца Павла Адельгейма

Сегодня, в четвертую годовщину гибели отца Павла Адельгейма – друга, попечителя, преподавателя СФИ, в Свято-Филаретовской часовне почтили его память братской молитвой. Ректор СФИ священник Георгий Кочетков с братьями и сестрами также совершил литию по отцу Павлу, на которой произнес это краткое слово.
Священник Георгий Кочетков, протоиерей Павел Адельгейм

Дорогие братья и сёстры, мы только что помолились об отце Павле этой краткой заупокойной молитвой, хотя прекрасно знаем, что такие люди, как он, сами достойны того, чтобы призывать их молитвы, надеяться на их ходатайство пред Богом за нас. И такой человек в нашем братстве уже не единственный. Есть целая плеяда таких людей, о которых мы можем прямо сказать, что они святые Божьи люди.

Сегодня, в этот неюбилейный, но для нас очень важный день, мы вспоминаем отца Павла, вспоминаем его глубокомыслие, его решительность, его неотступность, его бескомпромиссность, его неторопливость – и при этом необыкновенную настойчивость. Мы вспоминаем его очень смелые – иногда даже на грани возможного – доклады на наших конференциях, на наших встречах; мы вспоминаем людей, которых он собирал, невзирая на некоторые различия во взглядах. И мы вспоминаем просто человека, который жил полноценной христианской жизнью целых 75 лет! Мы поздравляли его с семидесятипятилетием за несколько дней до его убийства, этого, как вам хорошо известно, политического убийства, которое лежит чёрным пятном на совести нынешней власти и на совести, к сожалению, церковных руководителей, тех епископов, которые последние десятилетия его жизни стояли над ним иерархически, но часто беззаконно.

Мы вспоминаем отца Павла, для того чтобы учиться у него, для того чтобы вдохновляться его жизнью. Он с радостью и счастьем жил по-христиански, и при этом всегда страдал. Можно было только удивляться этому! Не только тому, что он был под арестом, в тюрьме, потом в лагере, где потерял ногу из-за покушения на его жизнь. Это был важный эпизод в его жизни, и Господь его сохранил. И отец Павел всю жизнь – он потерял ногу в молодом возрасте, а дожил до 75 лет, – до последнего дня служил, при этом не спеша сокращать богослужение, не спеша садиться… Он имел на это всё полное право, больше, чем кто бы то ни было другой, но он этого не делал. Я с ним служил в алтаре не однажды, и я был потрясён, потому что даже здоровые люди, молодые часто спешат поскорее сесть, как только что-то где-то можно: иконостас, слава Богу, позволяет это делать, хоть только на одни возгласы вставай, и больше ничего. Но вот отец Павел этого не делал. Он страдал, но без гримасы страдания! Вот что удивительно – в нём не было никакой позы. В наше позёрское время, когда люди сплошь и рядом только и думают о себе, своём и своих, только жалеют себя и боятся где-то что-то серьёзное пережить, и поэтому, как правило, плавают по поверхности, отец Павел – очень важный, замечательный пример.

Удивительно, что его признавали и уважали самые разные люди: и самые консервативные, даже фундаменталистски настроенные, и полураскольники, иногда даже «православные» раскольники, и люди куда более здоровых, нормальных, просвещённых и просветлённых взглядов. Он всех мог собрать. И его служение церкви уникально. Дай Бог нам учиться такому служению Богу и Церкви! А ведь мы говорим, что главная задача нашего братства заключается именно в этом.

Отец Павел прекрасно понимал, как трудно ему войти в наше братство, потому что оно стало для многих камнем преткновения и жупелом для всякого рода подозрений и обличений. Но он сделал и этот шаг, хотя и некоторое время раздумывал, что правильно. Он вошёл в братство сознательно, потому что видел, что наши цели жизни, смысл нашей жизни и основные «методы» нашей жизни полностью совпадают. Он это увидел, он это признал. И для нас это великая честь и радость. Но мы должны оправдать это. Так же как жительство в нашем братстве, скажем, Сергея Сергеевича Аверинцева и других выдающихся людей, или близкую дружбу с ними. Мы должны понимать, что нам это залог, о котором мы часто не думаем, относясь ко всему слишком потребительски.

Давайте сегодня будем воспоминать отца Павла! И если кто-то сам, просто в сердце своём вспомнит его, и особенно опыт общения с ним, помолится ему, как это в церкви принято – молиться святым, то, я думаю, мы не потеряем тех даров, которые Господь нам дал и через отца Павла!

Аминь.

Справка

5 августа 2013 года трагически оборвалась жизнь протоиерея Павла Адельгейма – исповедника веры и мученика, одного из самых достойных служителей Русской православной церкви.

Отец Павел Адельгейм (1938-2013) – уникальная личность в истории православной церкви. Сам будучи сыном и внуком «врагов народа», претерпев в жизни многие лишения, он всегда находил возможность помочь тем, кто оказывался рядом с ним, и всю жизнь боролся за свободу и достоинство человека и церкви, отстаивал самостоятельность жизни приходской общины против произвола и всевластья советских уполномоченных по делам религий, построил приют для сирот, открыл приходскую школу. Много лет отец Павел входил в Попечительский совет Свято-Филаретовского института и до последних своих дней читал здесь лекции по каноническому праву, а в последний год жизни стал и членом Преображенского братства.

Отец Павел вел блог, который сегодня доносит до нас его голос и свидетельство о его святой жизни. Вот автобиография отца Павла, опубликованная там: «Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиеп. Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в г. Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм, арестован, осуждён по ст. 190 (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа [покушение со стороны начальника лагеря – прим. СФИ] потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С 1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков».

В 2003 году отец Павел чудом остался жив после очередного покушения. В последние годы жизни он выступал с критикой Положения о церковном суде, нового устава прихода и других нововведений, умаляющих начала соборности в церкви, и подвергался постоянной травле со стороны правящего архиерея.

Отец Павел был убит 5 августа 2013 года в своем доме в Пскове. Это убийство вызвало большой резонанс в церкви и обществе.