Время символов прошло
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Великая суббота подошла к вечеру, к своему исполнению, и именно в это время те, кто готовился к крещению, в давние времена входили в церковное собрание, тем самым воплощая свое вхождение в Церковь, соединяясь со святым Божьим народом, и слушали то самое место из Послания к римлянам, которое только что слышали мы (Рим 6:3-11). И, конечно, оно обращено в первую очередь к ним.
Слава Богу, что церковная традиция это зафиксировала и не изменила, хотя сейчас чаще всего на приходах нет тех, кто в Великую субботу крестится таким образом и чей крестный ход символизирует это вхождение в собрание. Но, тем не менее, мы никогда не должны об этой традиции забывать и сколько у нас есть сил, наверное, должны способствовать тому, чтобы она возрождалась. Ведь если говорить о праздновании Пасхи, то крещение и обретение церковью новых членов есть одно из важнейших свидетельств Воскресения Христова, той самой веры, которая возрождает всякого человека, освобождая его от рабства этому миру, освобождая его от греха и всякого зла настолько, что оно уже не имеет над человеком власти.
Святой апостол говорит о том, что крещение соединяет человека в полноте с Богом (Рим 6:3) и исполняет то самое единство, которое народ Божий почувствовал еще во времена Моисея. Народу, который исповедал свою веру в Бога, был дарован Закон, и исполнение этого Закона символизировало его единство с Господом. Но время символов прошло, потому что явление Сына Божьего в мир, Его непризнание, распятие и победа Его над Смертью положили предел всякого рода посредству, оно как бы потеряло ценность и смысл. И теперь для нашей веры и жизни имеет значение уже не просто совершение каких-то символических действий, а сама реальность.
Кто есть человек? Кто есть Бог? Каковы отношения человека с Богом? Каково отношение Бога к человеку? И может ли человек, этот «червь», как сказано (Иов 25:6), возвыситься настолько, чтобы уподобиться Господу Богу? Апостол говорит о том, что сопогребение каждого верующего со Христом в купели, его восстание и обретение им дара Святого Духа и есть то самое единство, ибо наша смерть для греха соединяет нас со Христом, Который тоже умер раз и навсегда для греха и когда живет, живет для Бога. Вот так каждый из нас, подобно Христу, должен считать себя мертвым для греха, мертвым для закона, который властвует в этом мире, который заставляет людей помимо их воли ходить путями, которые чертит князь мира сего.
Единение с Богом, может быть, есть главное призвание человека на земле, оно есть предельная вещь и, одновременно, беспредельная: предельная для человеческих сил, для ума, для сердца, для воли, для всего человека, но это и есть то, ради чего стоит проживать и проходить путь земной жизни, который дарован человеку. Единство человека с Богом есть то, что человеку задано, и то, что уже свершается на наших глазах.
И каждый из нас некогда, восстав из купели, исповедал Христа распятого и воскресшего, пережив не просто «омытие плотской нечистоты», но обещав Богу добрую совесть и жизнь по вере (1 Пет 3:21). Пусть же эта вера и эта жизнь никогда не оскудевают, и этой жизнью да будем мы свидетели Христова Воскресения, чтобы и в нашей жизни прославился распятый и воскресший Господь!
Аминь.