Вырасти христианина
Ректор Свято-Филаретовского института кандидат педагогических наук Александр Копировский, говоря о педагогике, вспомнил изначальный смысл слова «педагог» — «детоводитель». В древности так называли слугу, ведущего ребенка в школу, оберегающего его в дороге и разговаривавшего с ним в пути до школы о предстоящем учении. «Тем самым ребёнок оказывался подготовленным к тому, чтобы педагог передал его в руки учителю, — сказал Александр Михайлович. — Это и есть образ христианской педагогики. И тот, кто ведёт ребёнка за руку, должен быть христианином, так как настрой ведущего передаётся даже через руку: ребёнок тонко ощущает даже на физическом уровне, тащат ли его против его воли, крепко ли держат и направляют или же просто поддерживают».
Он также отметил, что суть христианской педагогики заключается не только в традициях и культуре, но прежде всего в передаче личного опыта жизни с Богом и живой веры, и напомнил слова митрополита Сурожского Антония: «Никто не может отвернуться от мира и устремиться к вечности, если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни».
Разработчик и методист социо-игрового стиля обучения, почётный работник общего образования России кандидат педагогических наук Елена Аккуратова подчёркивает, что цель христианской педагогики — создание условий для того, чтобы у ребёнка произошла встреча с Богом, а наиболее благоприятная форма организации такого воспитания и обучения — академический час или обычный урок. Именно от педагога-преподавателя зависит усвоение определённых, в особенности личных, знаний и личного опыта.
«Большая часть жизни ребёнка проходит на уроке, в школе, и если во время этого урока его жизнь интересна, то это можно считать достижением цели в пространстве “здесь и сейчас”. Социо-игровая игровая форма подходит для проведения любого урока, в особенности для изучения и чтения Евангелия, освоения христианского образования и воспитания», — отметила она.
Православный педагог «Общества друзей Священного писания» Вера Журавлёва отмечает: «Очень часто педагоги путают две вещи: “знать о Боге” и “знать Бога”. Познать Бога можно только на собственном опыте. Мы можем делиться своим опытом и предлагать ребёнку тоже собственный опыт получить, это то, что называется “встречей сердец”, — подчеркнула Вера Журавлева. — Если вы как педагог к общению с ребёнком пришли пустым и у вас нет личных отношений с Богом — вы ничего не сможете дать».
«Главная ошибка современной христианской педагогики заключается в том, что преподаватели часто очень тщательно готовят материал и не готовят своё сердце к встрече с ребёнком, — добавила она. — Если ты христианин и несёшь ребёнку Христа, ты сам, в первую очередь, должен наполниться Христом».
Руководитель подростковых групп детско-юношеского центра «Преображение» Андрей Сягаев подчеркнул важность преодоления разобщённости во всех сферах жизни детей, подростков и их родителей: «Бывает, что сам человек горит откровением и призванием, которое он получил от Бога, и действительно Богу служит. Но когда он приходит домой, его ребенок не знает, где он был весь день. Да, невозможно всё делать всегда вместе, но необходимо искать формы и выстраивать жизненную среду так, чтобы преодолевать духовное сиротство, отчуждение, и чтобы его вместе с нами преодолевали наши собственные дети».
Как помочь ребёнку решиться сделать сложный нравственный выбор, преодолеть страхи и неуверенность? Один из путей — глубокое прочтение классической литературы, отметила доцент Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского кандидат филологических наук Наталья Юферева, опираясь на статью Юлии Балакшиной о священнике Константине Аггееве, опубликованную в журнале «Вестник Свято-Филаретовского института». Она подчеркнула, что совместное прочтение произведений классиков с детьми и подростками открывает новые возможности, помогая увидеть в своей жизни Христа и задуматься о нормах своей жизни через художественные образы.
«Возможность использовать литературу также открывает новые грани соотношения светского и церковного, отвечает на вопрос как совместить евангельский идеал и повседневную жизнь», — подчёркивает Наталья Юферева.
Руководитель детско-юношеского центра «Преображение» Ольга Синицына отметила, что самое важное в работе с подрастающим поколением — не мешать ему самостоятельно развиваться.
«Всю целостность взрослой жизни испытывает подросток только в самостоятельно выбранной субкультуре. Главная задача взрослых — не в том, чтобы помешать закрутиться этому самостоятельному пространству, а наоборот — в том, чтобы поддерживать и помогать детям, которые ставят перед собой сложный нравственный выбор, учиться жить по-божески, свидетельствовать о жизни во Христе своим сверстникам, младшим, а иногда, может быть, и самим взрослым».
На существенное для христианской педагогики различие между индивидуальным и личностным подходами к воспитанию детей обратила внимание профессор Свято-Филаретовского института и РГПУ имени А. И. Герцена, заместитель главного редактора журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» доктор филологических наук Юлия Балакшина.
«Есть важный нюанс. С христианской точки зрения не каждый человек может быть назван личностью, а только тот, который рождён свыше — в ком свершается соработничество с Богом. Когда говорят о личностном подходе в светской школе, чаще всего имеют в виду подход индивидуальный, открывающий в человеке индивидуальные качества, не обязательно связанные с его призванием и служением. Это характерно, что светская школа, как правило, делает акцент на индивидуальном подходе, в то время как христианская — на личностном, даже если называет это похожими словами», — подчеркнула она.