Выпускницы СФИ выступили на научной конференции в Калужской духовной семинарии

20 октября в Калужской духовной семинарии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в мире высоких технологий: риски, приобретения, нравственный выбор». Участников поприветствовал доктор исторических наук, кандидат богословия митрополит Калужский и Боровский Климент.
На пленарном заседании выступили выпускницы Свято-Филаретовского института Елена Бахадова и Ольга Синицына.

Фото: kalugads.ru
Выпускница СФИ Елена Бахадова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, представила доклад «Роль семьи в христианском воспитании ребенка в условиях цифровизации».
«Христианское воспитание возможно в семье, имеющей церковную практику и использующей современные достижения психологии и педагогики. Оно непосредственно связано с призывом Христа не мешать детям приходить к Нему, “ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф 19:14).Родители и воспитатели могут буквально быть “педагогами” , “детоводителями” — проводниками, сопровождающими детей в их духовном взрослении и воцерковлении», — отметила Елена Бахадова.
«ХХI век вносит свои коррективы и бросает новые вызовы. Один из них — вызов цифровизации, — добавила Елена Викторовна. — Наши исследование и работа с вопросами гаджетозависимости, а также опыт её профилактики предлагают следующий ответ: роль родителей заключается прежде всего в установлении правил — этики использования гаджетов в семье».
«Сегодня существуют родительские сообщества, которые озаботились тем, как справляться с вызовами цифровизации. И есть первые плоды такой работы — читающие дети, не теряющие интереса к познанию в младшей и средней школе; подростки, не разрушающие, а сохраняющие отношения с родителями; юношество, укрепившиеся в вере и желающее служить Богу и Церкви», — заключила Елена Бахадова.

Фото: kalugads.ru
Выпускница СФИ и МГПУ Ольга Синицына выступила с докладом «Христианская антропопрактика в современной школе в эру виртуализации».
«Понятие антропопрактики ввел Виктор Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, — отметила Ольга Синицына. — Антропопрактика — это практика выращивания и образования “собственно человеческого в человеке”. Суть антропопрактики, по мысли Слободчикова, в осознанном, целенаправленном создании таких образовательных и воспитательных ситуаций, в которых становится возможным обретение субъектности. Это понятие противоположно понятию виртуальной антропопрактики, введенному философом и богословом Сергеем Хоружим. Последняя ведет к изменению антропологической формации».
«Христианские антропопрактики существовали в истории русских школ и существуют сейчас. Примером могут служить школы Сергея Рачинского, Николая Неплюева, признанные русской церковной эмиграцией начала ХХ века лучшими православными школами, а также школы Александры Ершовой, являвшейся ученицей Рачинского и состоявшей в переписке с Неплюевым. Среди основных принципов этих школ — церковность и целостность жизни», — добавила Ольга Владимировна.
«Дети проводят большую часть своей жизни в школе, а именно на школьном уроке. Учителю важно использовать на уроках такие христианские антропопрактики, которые помогали бы возвращать учеников из виртуальности, чтобы на уроке была возможность общения и диалога, созидалось пространство доверия и сопереживания, происходило принятие друг друга, — подчеркнула Ольга Синицына. — В эру виртуализации становятся востребованными антропопрактики, имеющие глубокие православные корни и находящие применение в современной школе».
На конференции работали секции «Семья и школа в эпоху высоких технологий» и «Цифровая цивилизация и духовные ориентиры человечества». Особую ценность по мнению организаторов конференции придал её междисциплинарный характер. На одной площадке встретились представители светских и духовных учебных заведений.