Вопрос церковного авторитета и «коллективный папа» — в фокусе научного студенческого общества СФИ
Очередную встречу по наследию выдающегося богослова провели выпускники СФИ — кандидат философских наук Александр Волков и аспирантка СПбДА Юлия Антипина.
На круглом столе обсуждались сообщения Юлии Антипиной и студента СФИ Александра Королёва, посвящённые проблеме церковного единства в трудах Булгакова.
«Вопрос церковного единства в экклезиологических трудах Булгакова всегда оставался центральным, связанным с осуществлением христианства в истории, — подчеркнула Юлия Антипина, — и богослов в своей жизни несколько раз кардинально менял представления о путях достижения этого единства».
«В 1920-е годы на фоне разрушения советской властью церковной институции, ареста патриарха, провоцирования обновленческого раскола “жесткая вертикаль церковной власти” видится Булгакову единственной возможностью сохранения церковной жизни в России, — говорит исследовательница. — После того как православный царь был отнят у Церкви, фигура папы почти мистически предстает перед Булгаковым в качестве единственного и очевидного гаранта церковного единства. Но уже в первый год вынужденной эмиграции свой проватиканский проект отец Сергий признаёт ошибочным, называя его не иначе как “искушением”, которое он будет преодолевать усиленным богословским творчеством через переосмысление оснований православной церковности».
Этот выбор в пользу «горизонтальной церковности» выразился у Булгакова в восстановлении Братства Святой Софии и через его участие в различных соборных церковных объединениях и движениях.
«Здесь уместно вспомнить Русское студенческое христианское движение, православно-англиканское Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского, “Православное дело” монахини Марии (Скобцовой), открытый русскими эмигрантами в Париже Свято-Сергиевский институт», — отметила Юлия Антипина, добавив, что любые формы церковной жизни, при которых одна часть церкви ставится «над» другой, отец Сергий считал ошибочными, приводящими к искажениям в литургическом, догматическом, церковно-устроительном и других измерениях.
Критикуя идею папизма, Булгаков замечает, что православная церковь также не избежала этого искушения, и ватиканскую идею непогрешимости папы заменила непогрешимостью «коллективного папы» — епископата.
Подводя итоги встречи, участники пришли к выводу, что отец Сергий Булгаков мыслил соборное понимание Церкви как «живое многоединство» и, разрабатывая идеи «соборования» как особого таинства единения христиан, а также «живого растущего Предания», видел в них существенные основания церковности.
Следующее заседание булгаковского круглого стола будет посвящено рассмотрению идеи догматического развития и богословского творчества в трудах мыслителя.
Научное студенческое общество Ассоциации выпускников и студентов Свято-Филаретовского института объединяет молодых исследователей из разных городов. Цель серии круглых столов по наследию протоиерея Сергия Булгакова — внимательное прочтение его основных работ с обсуждением ключевых проблем его богословского наследия.