Во что верить в человеке и как его познавать
Междисциплинарная антропологическая лаборатория, действующая в СФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Христианская антропология», 18 октября провела презентацию сборника «Человек по горизонтали и вертикали: что такое “новая христианская антропология”», изданный Свято-Филаретовским институтом минувшим летом. В центре разговора оказался вопрос о том, на каких основаниях может выстраиваться целостное знание о человеке.
«Сегодняшний круглый стол знаменует первое открытое заседание в нашем институте Междисциплинарной антропологической лаборатории, которая задумана как пространство для дискуссий на самые разные темы о человеке, и в первую очередь связанные с вопрошанием о подлинной реальности человека, о том, что значит обретать целостный взгляд на него. Само слово “антропология” нам подсказывает, что это знание или наука о человеке. Но коль скоро это наука, тут возникает опасность, что человек может превратиться в объект научного исследования. И вопрос в том, можно ли исчерпывающе познать, объяснить человека как научный объект, или же всё-таки мы говорим о человеке как о тайне, которую невозможно втиснуть в рамки рационального познания», — сказала учёный секретарь, доцент Свято-Филаретовского института, научный сотрудник Института философии РАН кандидат философских наук Алина Патракова, открывая дискуссию.
«В сфере мысли о человеке ХХ век предложил такие теории, которые человека не просто расчеловечивали, а как будто соревновались, с какой стороны лучше лишить его экзистенциального напряжения, — сказала профессор Свято-Филаретовского института и РГПУ им. А.И. Герцена доктор филологических наук Юлия Балакшина. — В ХХI век мы влетели, ворвались, выпали, не преодолев всех вызовов века ХХ, не раскаявшись в этом расчеловечивании человека, и новые вызовы, которые сваливаются на нас сегодня, умножают проблематику того, что есть человек — он как будто совсем потерян».
«Это делает вопрос о человеке крайне напряженным и острым, — добавила она. — И оказывается, что к ХХI веку христианская антропология не была целостно выражена и оформлена. Когда мы сегодня читаем какие-то учебники по христианской антропологии, мы снова повторяем про дихотомичность и трихотомичность, но эти концепты были выработаны уже в античности и для ответа на вызовы современности их уже явно не достаточно. ХХ век открыл в человеке такое, что возникает вопрос, какой следующий шаг в его познании можно сделать: найти еще один аспект расчеловечивания и продолжать идти в этом направлении или сделать какой-то поворот, который позволит этому что-то противопоставить».
В сборнике опубликованы материалы круглых столов, проходивших в 2015–2023 годах в Свято-Филаретовском институте. Они охватывают широкий круг антропологических тем, среди которых особое внимание уделяется вопросам о богосообразности и богоподобии, а также предложенным священником Георгием Кочетковым «горизонтальному» и «вертикальному» измерениям человека. Под «горизонталью» подразумевается триада дух — душа — тело, в то время как «вертикальное» измерение предполагает соотношение индивидуальность — «лицо» (ипостась) — личность. Эти материалы могут представлять интерес для дальнейшей разработки христианской антропологии в теологическом поле, а также в контексте соотнесения современной богословской мысли с гуманитарным и естественнонаучным знанием.
«Антропология отца Георгия родилась из мистагогических бесед — из опыта изъяснения оглашаемым, что есть вера во Христа как в Бога и Человека, и что есть вера в человека. Появление этой книги представляется мне крайне важным: это оригинальная и дерзновенная попытка не только ответить на какие-то вопросы интеллектуально, но главным образом отстоять достоинство человека», — подчеркнула Юлия Балакшина.
«Мне понравилась в этой идее подробная пропись возможных соотношений, касающихся личностного начала в человеке и параметров общения, которые выражены понятиями “соборность” и “общность”, — поделилась ведущий научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН доктор философских наук Лариса Киященко. — Те нюансы, которые были высвечены на пересечении “вертикали” и “горизонтали”, создают плотную вязь возможных соотношений как некую матрицу для понимания человека, построения которой очень важны и нужны для того, чтобы от них оттолкнуться и выстроить некие промежуточные позиции. Они уплотняют наше представление о параметрах возможностей действия в жизненном поведении, которые словами до конца не обговариваются, но позволяют прикоснуться к мистической тайне, связанной с верой: верой в человека и верой в Бога».
Кандидат философских наук Илья Вевюрко, доцент кафедры философии и религиоведения ПСТГУ и доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ, обратил внимание участников на иллюзорность человеческого могущества, когда рассматриваемый в контексте антропологических исследований человек оказывается один на один с внешним миром.
«Вера в человека предполагает веру в благодать Божью, — подчеркнул он. — Когда мы пытаемся верить в то, что своими силами, помимо благодати, мы можем чего-то достичь, то мы верим в ту самую хорошую часть человеческой природы (мы видим и среди нехристиан очень много добрых примеров безусловно), которая фатально смешана с плохой. То есть он той или иной стороной поворачивается. И в конечном итоге мы не можем здесь ни на что прочное опереться».
«Как сказал Тютчев, “нам сочувствие дается, как нам даётся благодать”. Но и “сочувствие” как способность иметь то единое пространство между двумя и более субъектами фатально заблокировано тем, что единственный субъект, известный каждому из нас — это он сам. С этим связана возможность солипсизма, которая, конечно же, сразу разбивается о реальность — “мир не совсем таков, каким я хочу его иметь”. Из этого несостоявшегося солипсизма в общем-то и выходит вся западная философия, особенно Нового и Новейшего времени. Поэтому только благодать и только Бог — это и есть то, во что мы можем верить в человеке», — считает Илья Вевюрко.
«Без веры в человека нет полноценной веры в Бога, во всяком случае во Христа, Который был совершенным Богом и совершенным Человеком. Святые отцы, к сожалению, очень мало об этом говорили, и дальше этой формулы никто не шёл. Во что же тогда мы верим и что мы можем предложить человеку, который говорит, что верит в человека, но не верит в Бога? — задаётся вопросом кандидат богословия, основатель и первый ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков. — Надо дать ему возможность подумать, а это связано как раз с богосообразностью и богоподобием — с тем древним рассказом о сотворении человека, который мы находим в книге Бытия. Важно, что в человеке есть то, что у него неотъемлемо: даже когда он неверующий, он остаётся образом Божьим, потому что если он не образ Божий — он не человек».
«Образ Божий — это дар Духа, — добавил отец Георгий. — Его нет у животных; у животных есть душа и даже очень богатая душевная жизнь. А духовная жизнь — это то, что связано с духом. А с духом связана та самая вера как духовное явление, как дар Духа, как дар Божий. Дары Духа — это вера, любовь, свобода, это истина и логоистичность — наделённость духовным смыслом. Человек стремится не просто рационально и прагматически что-то понять, осмыслить — он стремится именно к духовному смыслу, как и к полноте Духа. Вот это и есть то, что свойственно каждому человеку. Оно может быть искажено, извращено, запятнано, загрязнено, разделено — это всё понятно. Но это уже проблема добра и зла, это уже вопрос о том, что человек и человечество сделали с собой сами, имея дары Духа. Ведь если бы не было этих даров, они бы ничего этого сделать бы не смогли. И только с верой в человека можно свидетельствовать ему о Христе, а значит и о Боге, и о благодати, которую он должен вспомнить».
Приобрести сборник «Человек по горизонтали и вертикали: что такое “новая христианская антропология”» можно в книжном магазине СФИ на ул. Спартаковская, д. 10/2, а также в нашем интернет-магазине.