В СФИ начался учебный год
Ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков поприветствовал преподавателей, сотрудников, студентов и гостей Института, а также поздравил первокурсников богословского факультета, факультета религиоведения и Богословского колледжа с началом нового жизненного этапа.
На богословский факультет в этом году поступили 38 человек, на программы факультета религиоведения зачислены 25 человек (прием продолжается). В Богословский колледж подали документы более 100 человек, вступительные экзамены еще не завершились.
«Чтобы апостолы из рыболовов, которые занимаются своими житейскими делами, превратились в ловцов людей, Господу нужно изменение человеческого сердца, — сказал отец Георгий в проповеди на евангельское чтение (Мк 1:14-20). — Это серьезная задача для всякого, кто призывается Христом к благовестию. Обращаясь к будущим апостолам, Иисус надеется (и не только надеется, ведь Он знает сердца людей), что встретил тех, кто способен поступить по вере в благовестие и в силу покаяния, с которыми всегда связан переход от обычного человеческого состояния к служению Христу».
«У нас еще не то сердце и не тот разум, который может исполнить подобное призвание, — сказал отец Георгий. — Мы должны трезвенно увидеть, что наше призвание требует от нас обновления веры, нового покаяния, не только индивидуального, но более широкого и более глубокого». «Пусть каждый из нас всерьез воспримет время своей учебы как время подготовки к служению Христу», — добавил он.
Проповедь отца Георгия можно прослушать в аудиоформате.
С открытой лекцией в этом году выступил доцент кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ доктор исторических наук Андрей Юрьевич Митрофанов. Тема лекции — «Итинерарий Ричарда: теология действия из рыцарских времен».
Итинерарий — это литературный жанр, что-то вроде паломнических путевых заметок. Один из наиболее ранних итинерариев — «Паломничество Эгерии», хорошо знакомое студентам СФИ как важнейший источник по истории катехизации в Древней церкви. Однако «Итинерарий Ричарда» — основной текст, доносящий до нас сведения о Третьем крестовом походе (1189-1192), — с трудом вписывается в представления о паломнических записках, ибо представляет собой подробный отчет о кровопролитных боевых операциях, которые осуществляло войско Ричарда I Львиное Сердце и его союзников на территории Малой Азии, Сирии и Палестины.
Как был возможен в истории христианства феномен крестовых походов и рыцарских монашеских орденов — по сути профессиональных военных корпораций? Что это было за движение? Почему христиане, которые, следуя Евангелию, не должны проливать кровь, вдруг оказались одержимы стремлением куда-то отправиться и сражаться за освобождение Гроба Господня? Ведь, по замечанию Андрея Юрьевича, «святые отцы довольно скептически относились к идее священной войны и защиты православной веры военными методами». Так, Правила Василия Великого предписывали серьезное покаяние за убийство на войне, святитель Иоанн Златоуст намекал, что военная служба вообще мало совместима со званием христианина, а святой Мартин Турский высказывался резко против насильственных санкций, направленных на лиц, осужденных церковными соборами.
Сделав обзор самого «Итинерария Ричарда» и других ключевых источников, а также исследований крестовых походов, Андрей Юрьевич рассказал о появлении понятия «блаженное преследование», об особенностях истории Западной церкви, приведших к рождению идеи священной войны, и о том, как она проникла в восточное богословие. Предлагаем всем желающим прослушать аудиозапись лекции.
От имени преподавателей и студентов отец Георгий поблагодарил Андрея Юрьевича за лекцию. «Мне было очень приятно слушать этот доклад, содержащий массу интересных наблюдений и деталей, которые мы плоховато знаем или совсем не знаем, — сказал он. — Мы видим, что “теология действия” в наше время продолжает существовать в разных превращенных формах, и на Западе, и на Востоке, и сейчас даже в каком-то смысле распространяется. Интересно увидеть корни этого явления и понимать, к чему оно может привести. Очень жаль, что у нас не конференция и нельзя развернуть дискуссию», — добавил отец Георгий.