Критический взгляд на Поместный собор
Юлия Балакшина
Учёный секретарь СФИ
Тему для круглого стола о Поместном соборе мы выбрали немножко грустную – «упущенные возможности». Её честно держался отец Илья Соловьев, который говорил, что на собор собрались романтики и мечтатели, которые решали судьбу сельских кладбищ в ситуации, когда вся страна превращалась в одно сплошное кладбище. Соборяне издавали одну за другой декларации, которых не слушали ни народ, ни большевики, но не успели создать систему высшего церковного управления, которая могла бы работать в условиях гонений. Остальные участники круглого стола начали собор защищать. Главный аргумент: собрались прекрасные, образованные, глубоко церковные люди и явили пример духовного сопротивления нравственного меньшинства.
Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов рассказал об условиях созыва Поместного собора, который был бы невозможен без новой формы государственности, появившейся в стране.
Он привёл слова архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова), будущего новомученика, сказанные в марте 1917-го: «Мы в лице Временного правительства имеем вполне законную власть, которой Государь передал свои права, мы должны подчиняться ему». Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), глава монархистов, также признавал Временное правительство законным и призывал паству к повиновению ему. Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), монархист по убеждениям, впоследствии митрополит Петроградский и священномученик, писал: «Милостью Божией народное восстание обошлось без жертв. Государственное устройство перешло к новому правительству. Русская революция оказалась самой короткой и бескровной. Долг каждого – поддержать новую власть, чтобы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного Собрания». «Всё это говорит о глубоком разочаровании в существовавшей ранее форме правления», – подытожил отец Георгий и отметил, что чаяния свободы для церкви были велики.
По мнению отца Георгия, в контексте Поместного собора можно говорить о совместной работе церкви и Временного правительства. В частности, Временным правительством был принят закон о свободе совести, поддержанный Синодом. В отличие от последующих большевистских законов, он не означал отделения церкви от государства и тем более лишения её прав. Временное правительство и Собор были солидарны и в других вопросах – например, в том, чтобы оставить преподавание Закона Божия в школе.
«Они объединились, чтобы дать свободу церкви, но оба были обречены, – сказал отец Георгий. – Упущенные возможности заключаются в том, что лучшие представители русского общества, церкви и государственности были готовы принять принципы свободы, а основное большинство русского народа от этой свободы отшатнулось. Мы и сейчас видим, что свобода не нужна ни церкви, ни в церкви, ни в обществе, ни в государстве. Это главная трагедия нашей истории. Для меня свобода немыслима без Христа, и раз нам не нужна свобода, нам не нужен Христос».
Доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ Дмитрий Головушкин отметил, что от собора многие ждали уврачевания раскола в обществе и в церкви, обострившегося в предреволюционные годы, но ожидания оказались напрасными.
Председатель Общества любителей церковной истории иерей Илья Соловьёв (Москва) отметил: «Собор не дал Русской церкви внятной церковной конституции. Всё было направлено на существование свободной церкви в свободном государстве, а ни того, ни другого не было до Собора, тем более – после». После Октябрьского переворота ни о какой свободе церкви говорить не приходится.
Священник Илья Соловьёв
председатель Общества любителей церковной истории
Поместный Собор 1917/18 годов и избрание патриарха Всероссийского. Как много об этом говорилось в минувшем году. Однако мало кто знает, что на самом деле за избрание патриарха высказалось всего 1/4 часть соборян от общей численности его участников. Почти столько же было против или воздержалось, а мнение более половины членов Собора по этому вопросу так и осталось невыясненным. На историческом заседании Собора 30 октября 1917 года в день голосования по вопросу об избрании патриарха согласно архивному экземпляру протокола Деяний присутствовало 220 членов. Позднее чья-то злая рука увеличила число присутствовавших до 315, а в официальном издании число участников заседания доведено до 317, хотя председательствующий на заседании митрополит Тихон (Беллавин) публично обозначил число присутствовавших той же цифрой – 220. Точнее определить число лиц, участвовавших в работе пленарного заседания 30 октября, позволяют результаты голосования по вопросу о необходимости избрания патриарха. За это предложение был подан 141 голос, против – 112 и 12 соборян воздержалось. Таким образом, в голосовании приняло участие 265 соборян, из 564 числившихся по спискам членов Собора, т.е. чуть менее 50% от общего числа членов Собора. Очевидно, что за немедленные выборы патриарха проголосовало только 25% от общего числа членов Собора. Вот так и никак не иначе!
На Поместном соборе Православной российской церкви 1917-1918 годов были рассмотрены важнейшие вопросы жизни Церкви и общества, а процесс его подготовки был связан с критическим пересмотром ее деятельности. Наиболее известное деяние Собора – восстановление патриаршества.
По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии, блогов священника Ильи Соловьева, Юлии Балакшиной
Круглый стол «Поместный Собор 1917-1918 годов: упущенные возможности» состоялся 13 июня в рамках VI научной конференции «Религия и власть» в Государственном музее истории религии. Её организаторами выступили Музей истории религии и Свято-Филаретовский институт. Дискуссию вели учёный секретарь СФИ Юлия Балакшина и старший научный сотрудник ГМИР Александр Буров.