Перейти к основному содержимому

В помещении Института философии РАН состоялось открытие международной научно-богословской конференции «Вера – диалог – общение. Проблемы диалога в церкви»

Enter caption here

Это тринадцатая из традиционных конференций Свято-Филаретовского института, в последние годы проводящихся совместно с журналом "Вестник РХД" и Институтом человека РАН.

Первый день конференции, которая продлится три дня, был почти целиком посвящен пленарному заседанию, где прозвучали доклады Никиты Струве, ректора СФИ профессора-священника Георгия Кочеткова, преподавателя СФИ Давида Гзгзяна, Сергея Юрского, протопресвитера Виталия Борового, протоиерея Павла Адельгейма. Многие тезисы докладов звучали тревожно (вплоть до печальных констатаций - "диалог то ли исчезает, то ли исчез, то ли умер"). Однако, несмотря на это, общая атмосфера обсуждения была светлой, радостной, и, по признанию многих (особенно тех, кто приехал издалека - а уже в первый день в качестве участников конференции зарегистрировалось почти 500 мирян и священников из 22 городов и 7 стран) удивительно вдохновляющей.

"Откровение не есть монолог; оно - диалог, живая беседа между Богом и человеком". Напомнив собравшимся эти слова Евгения Трубецкого, один из соучредителей конференции, главный редактор журнала "Вестник РХД" Никита Струве в своем докладе, посвященном богословским и нравственным предпосылкам диалога в церкви, подчеркнул различие между двумя образами понимания категории истины. По его словам, при отказе от диалога истина воспринимается не как путь и жизнь, а как нечто, чем обладают, как свод застывших канонов и законов. При таком понимании даже патристика становится некой "православной аналогией" католического догмата о непогрешимости, тогда как патристика - "это напряженнейший диалог". Докладчик подробно остановился на "симфоничности", "неунисонности" истины, а также на той ее диалогичной, соборной природе, понимание которой сохранилось, по крайней мере на уровне понятия, в православном предании. В заключении доклада Никита Струве кратко коснулся судьбы "евлогианской" и "карловацкой" ветвей православной русской эмиграции в их отношении к диалогу.

Ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков предложил слушателям "Беглые размышления о вере, диалоге и общении и о некоторых проблемах диалога в церкви". Кратко коснувшись исторического контекста проблемы, он призвал участников конференции рассмотреть ее с самых разных позиций - от диалога в семье, в общине, в братстве до диалога между церквами. Среди многочисленных тезисов доклада внимание собравшихся привлекла мысль о необходимости выявления внутренней диалогичности и динамики православного богослужения, ныне неявной. Докладчик упомянул также о необходимости преодоления противоречий между поколениями, между людьми разных культурных и национальных традиций. Реальным путем такого преодоления, как свидетельствует опыт Сретенско-Преображенского братства, является возрождение общинности в православной церкви, связанное с возрождением и опыта общения, и навыка диалога. "Если мы молчим о необходимости диалога и общения, то готовим почву для новых и новых расколов" - подчеркнул о. Георгий.

Следующий доклад - "Общение как основа церковного вероучения" - был посвящен вопросу общения в контексте богословского и философского наследия от каппадокийцев до прот. Николая Афанасьева. Обратившись к только что вышедшей из печати книге о. Николая "Церковные соборы и их происхождение", зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики и преподаватель СФИ Давид Гзгзян напомнил, что изначально в церкви собор есть не представительское учреждение, но некое усилие общения и проиллюстрировал угасание этой функции соборов в истории на известных примерах. Подлинный прорыв каппадокийцев, по мнению докладчика, состоял не в создании отточенных формулировок, но в выразившейся в разных формулах и формах актуализации мистического опыта видения Троицы как внутрибожественного общения.

В своем ярком выступлении Сергей Юрский признался, что он высоко ценит Свято-Филаретовский институт и всех, кто связан с ним, за открытость к общению и диалогу с современной культурой. Именно поэтому он обратился к проблемам диалога в существующем ныне культурном сообществе. "Сейчас наступила эра информатики. Но обмен информацией - это не диалог" - сказал он. Несколько ностальгически докладчик вспомнил о "кухнях" 60-70-х годов. Это было место, где по его выражению, "истина передавалась лично, из рук в руки". Процесс исчезания, "умирания" диалога, в том числе и в театре, начался не вчера: уже в конце XIX века на смену диалогическому искусству Островского, Достоевского, Толстого, Тургенева, Ибсена пришел Чехов, в чьих пьесах персонажи не слышат друг друга . Сейчас этот процесс дошел до своего логического завершения: часто из сотен представленных на конкурсы пьес с трудом можно отобрать десяток достойных обсуждения не из-за отсутствия у авторов таланта, а в результате отсутствия в их произведениях диалога как такового. Закончил свое выступление Сергей Юрский словами: "Я пришел сюда, потому что со многими людьми, которые здесь, я связываю свои надежды".

Профессор-протопресвитер Виталий Боровой обратился в своем выступлении к личным воспоминаниям "Когда я вернулся из-за границы двадцать лет назад, я думал, что в церкви начнется обсуждение - как обновить церковь" - сказал он, вспомнив и об общении с представителями русской эмиграции, и о том, как его друзья на Западе советовали писать как можно больше о богословском наследии русского религиозного возрождения. Именно тогда о. Виталий решил исследовать вопрос - "А что думали те, кто остался в России?". Среди архивных материалов после многолетних трудов он обнаружил планы создания "Всемирного союза возрождения христианства" (авторы документа мученически погибли в советских лагерях, и он долго оставался неизвестным). Обратившись к насущным задачам сегодняшнего дня, прежде всего христианизации постсоветской России, он упомянул о проблемах, препятствующих миссии церкви в современном мире - непонятности богослужебного языка, закрытости христиан, их неспособности объяснить православное предание на новом, понятном языке. Он также призвал хранить церковное единство при любом различии богословских мнений.

Закончил пленарное заседание доклад протоиерея Павла Адельгейма "Перспективы диалога в РПЦ", посвященный прежде всего проблеме возрождения соборности в церкви на самых разных ее уровнях. В разностороннем и содержательном исследовании затрагивался широкий спектр вопросов - от онтологии церковного единства до несоответствия ныне существующего Устава нормам церковной жизни и от канонического места мирян в церкви до разницы между единством и унификацией.

Круглый стол "Проблемы церковной жизни: что нужно для диалога в церкви" (ведущий - свящ. Георгий Кочетков) вызвал искренний интерес не только у его непосредственных участников, но и у сотен собравшихся в зале участников и гостей конференции. Оживленный обмен разными мнениями стал замечательной иллюстрацией к тому, каким должен быть подлинный диалог - та "симфония", не превращающаяся в "унисон", о которой говорилось в начале состоявшегося заседания.
Материалы круглого стола будут опубликованы на сайте в ближайшие дни.

Информационная служба СФИ

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Социальные сети
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225