В МГУ состоялась конференция «Современные проблемы изучения истории Церкви»
7-8 ноября в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялась международная научная конференция «Современные проблемы изучения истории Церкви». Ее организатором выступила кафедра истории Церкви МГУ — единственная в России подобная кафедра в светском вузе. На двух пленарных и пяти секционных заседаниях прозвучало около 100 докладов по широкому кругу тем, в том числе истории Русской церкви в XX веке, взаимоотношениям церкви и государства, церкви и общества, межконфессиональному диалогу, церковной археологии, искусству, источниковедению и другим.
Конференция собрала специалистов из вузов России и зарубежья: МГУ, РГГУ, ТвГУ, Ровенского государственного гуманитарного университета, Университета Палацкого, Латвийского университета, ЦНЦ «Православная энциклопедия», Московской духовной академии и других. Свято-Филаретовский православно-христианский институт на конференции представляли семь человек, в том числе, члены кафедры Церковно-исторических дисциплин и выпускники института.
Зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ к.и.н. К.П. Обозный, один из ведущих секции «Иерархия и власть», выступил с докладом «Православная Церковь на Северо-Западе России в условиях тоталитарных режимов: период немецкой оккупации (1941-1944) и послевоенного пятилетия советской власти (1945-1949) (опыт сравнительного исследования)». На этой же секции декан богословского факультета СФИ З.М. Дашевская представила доклад «Духовные дарования и иерархические степени в молитвах поставления на служение Церкви в древних церковных памятниках». Проанализированные в нем источники свидетельствуют о постепенном переосмыслении в истории церкви новозаветного епископства, пресвитерства и дьяконства в категориях ветхозаветного служения первосвященника, священника и левита. Также на секции прозвучали выступления, посвященные церковной ситуации на Украине в 1939-1943 гг. (А.Г. Иценко, В.Г. Пидгайко), деятельности Тверского архиепископа Серафима (Александрова) по борьбе с голодом весной 1922 г. (И.В. Цыков), церковно-государственным отношениям в СССР в 1950-60-е гг. (Л.В. Табунщикова) и другие.
На секции «Религиозное сознание и служение» прозвучало три доклада представителей СФИ. С докладом «Отношение государственных и церковных деятелей к Крестовоздвиженскому православному трудовому братству Н.Н. Неплюева (1889-1929 гг.)» выступила исследователь Н.Д. Игнатович, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ. Об ученике и последователе Н.Н. Неплюева епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком) (1872-1941) рассказала ассистент кафедры А.Г. Дмитренко. На этой же секции прозвучал доклад выпускницы СФИ О.Б. Филипповой, посвященный дискуссии в ходе подготовки и проведения Поместного собора 1917-1918 гг. по проблеме реформы прихода. О.Б. Филиппова особо отметила путь преодоления кризиса прихода, воплотившийся в опыте пастырей-праведников конца XIX – начала XX вв.: протоиереев Иоанна Кронштадтского, Алексия и Сергия Мечевых, Василия Постникова, Николая Смирнова, Валентина Амфитеатрова и других. В центре их деятельности стояло созидание самого церковного народа как «молитвенного собрания верных».
Соведущая секции «Церковь, историк, эпоха» М.В. Шилкина, к.филос.н., декан факультета религиоведения СФИ, представила доклад «Принцип свободы совести в русской религиозно-философской традиции». Первым православным мыслителем России, поставившим вопрос о свободе совести, был В.С. Соловьев, творчество которого оказало воздействие на религиозно-нравственную трактовку права и государства, обоснование идей свободы личности и правового государства, развитие православной антропологии. Его направление мысли продолжили С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой и другие. Интересна дискуссия по данной проблеме на Религиозно-философских собраниях в Петербурге. Так, А.В. Карташев отмечал, что свобода совести не просто не отрицает христоцентризм, но является его условием. Напротив, насильственное склонение в православие приводит к тому, что подавляющее большинство россиян требуют свободы совести «действительно на безрелигиозной почве». Эта точка зрения находит подтверждение в истории XX века и в современном общественном сознании, к сожалению, воспринимающем свободу совести как исключительно секулярную.
Также на секции прозвучали интересные доклады доц. МГУ, одного из организаторов конференции, Г.М. Запальского (МГУ) «Преподавание истории Церкви в российской университетской традиции», преподавателя СФИ и сотрудника филиала РГГУ в Твери Л.В. Крошкиной «Возрождение агиографической традиции в житиях преподобномученицы Марии Парижской (Скобцовой)», И.А. Никулина «“Послания на арменов и полуарменов” преосвященного Игнатия (Римского-Корсакова) в трудах церковных писателей XVIII-XIX вв.: к постановке проблемы», Н.А. Беляковой «Специфика источников государственного происхождения о религиозной жизни в послевоенном СССР» и другие.
В конференции активно участвовали молодые специалисты. Проведение подобных форумов видится принципиально важным для широкого профессионального диалога по актуальным проблемам истории церкви, созидания научного сообщества и возрождения церковно-исторической школы России.