Учение об апокатастасисе в трудах отца Сергия Булгакова
«Апокатастасисом совершаются последние судьбы творения, — как в мире духовном, так и человеческом, и последняя его цель, — обожение, Бог всё во всём», — писал протоиерей Сергий Булгаков.
Очередной булгаковский семинар научного студенческого общества Свято-Филаретовского института, состоявшийся 29 апреля, был посвящён обсуждению учения о всеобщем спасении, апокатастасису, по трудам отца Сергия «Свет Невечерний. Созерцания и умозрения» (1917) и «Невеста Агнца» (1942).
С XIX века христианские мыслители обращались к учению об апокатастасису всё чаще. Одним из таких православных авторов был отец Сергий Булгаков. Верил ли отец Сергий Булгаков во всеобщее спасение? На какие отрывки Библии и аргументы отцов церкви он ссылался? Какими доводами дополнял это древнее учение? Как отвечал оппонентам — в частности на расхожий довод о том, что апокатастасис нарушил бы свободу воли?
Доклад «Учение об апокатастасисе в трудах протоиерея Сергия Булгакова» представила на семинаре выпускница СФИ Ольга Булгакова. Семинар традиционно вели выпускники СФИ — кандидат философских наук Александр Волков и аспирантка СПбДА Юлия Антипина.
Тема посмертного существования человека — «рая» и «ада» — ставит нас перед вопросом о том, уничтожим ли образ Божий в человеке, считает один из инициаторов семинара и старший преподаватель СФИ кандидат философских наук Александр Волков.
«Во власти ли человеческой свободы этот образ отринуть, отказаться от него, чтобы быть там, где нет Бога? Бог не творит смерти, как и не творит греха, а значит не творит и ада. Получается, ад может сотворить только человек. Но вместе с образом Божьим, если следовать за рассуждениями Соловьёва, Булгакова и Франка, человек получает и бытие, потому как подлинное бытие имеет основание в Боге. Тогда, отказавшись от Бога, человек остаётся в небытии. Но даже вне жизни он остаётся в памяти его друзей, родных, в конце концов в памяти Божьей. И тут вопрос индивидуального выбора приобретает межличный, даже в глубине своей соборный акцент, и не только в этой жизни, но и после неё», — отметил Александр Волков.
Отец Сергий Булгаков пишет: «Уродливая и странная мысль, будто праведники, получив свою “награду” и в неё погрузившись, немедленно забывают о братьях своих, во аде страждущих, разумеется, не может быть допущена».
Второй важнейший вопрос — вопрос о «вечных муках». «Вообще слово “муки” пришло из славянского перевода, — говорит Александр Волков. — В греческом скорее идёт разговор о наказании (как судебном решении). Отец Сергий замечает, что “вечность” мы вообще можем приписывать только пространству с Богом, поэтому пространство “ада” быть вечным не может и выражение “вечные муки” можно понимать как разговор не о времени, а о качестве. Смерть, по отцу Сергию, освобождает человека от тягости мира, и в этом её смысл. Тогда как в вечных муках ада смысла нет, и если и необходим адский “огонь”, то не как место бесконечного страдания, а как место искупления, где дела сгорят, а человек сможет очиститься “как бы из огня” (1 Кор 3:15). Также отец Сергий обращает внимание, что о конце в Библии говорится: “Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём” (1 Кор 15:28)».
Цель серии семинаров научного студенческого общества по наследию протоиерея Сергия Булгакова — внимательное прочтение его основных работ с обсуждением ключевых проблем его богословского наследия.
Научное студенческое общество Ассоциации выпускников и студентов Свято-Филаретовского института объединяет молодых исследователей из разных городов. Одна из основных целей общества — популяризация богословия и объединение студентов и выпускников СФИ и всех заинтересованных исследователей по богословским и литургическим интересам.