Церковное проповедничество сегодня
![Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний и протоиерей Дмитрий Карпенко](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8064c149fe853ca9c88d4e041edfc7b360b540d1/IMG_5338-980x653.jpg)
Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний и протоиерей Дмитрий Карпенко
Отправной точкой для разговора стал документ столетней давности – Определение «О церковном проповедничестве» Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов, основные положения которого представила в кратком сообщении старший преподаватель СФИ Лидия Крошкина.
![Лидия Крошкина](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/be04877166c3ace0545e06888105a782b167f7e9/IMG_5432-980x653.jpg)
Лидия Крошкина
Катастрофическая созерцательность
Собор и предсоборная дискуссия в один голос диагностировали «катастрофичность состояния церковного народа», который не слышит слова проповеди за богослужением вследствие нерадения и невежества пастырей. Обрядоверие и лицемерие церковного народа связывались с упадком проповедничества, и эта мысль продолжала звучать на протяжении всего XX века.
Одним из главных тезисов Поместного собора стала мысль о том, что проповедь – главная (в Определении формулировка была смягчена до «одной из главных») обязанность пастырского служения и она должна звучать за каждой литургией. В этом отношении преемственна Собору нынешняя позиция патриарха Кирилла, озвученная им на последнем епархиальном собрании города Москвы, где он призывал священников ответственно относиться к своему проповедническому служению.
В то же время на Соборе раздавались и голоса против того, чтобы обязывать священников проповедовать за каждой литургией. Эти возражения аргументировали недостатком одаренных проповедников, нежелательным увеличением длительности богослужения, представлением о богослужении как по преимуществу молитвенном и таинственном действии и вообще тем, что проповедь – скорее западная традиция, тогда как Восток предполагает большую созерцательность.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d3c168b6c7d047bbb1e45eaefe83a48306bd0601/IMG_5524-980x653.jpg)
Кто может проповедовать?
Своего рода ответом на аргумент о недостатке одаренных проповедников среди духовенства стала широкая дискуссия на Соборе о привлечении мирян (и даже женщин!) к активному участию в жизни церкви. О желательности участия в деле проповеди благочестивых мирян, посвятивших себя на всецелое служение церкви, говорил, в частности, архиепископ Антоний (Храповицкий). Собор не был до конца последовательным в решении вопроса о женском проповедничестве, однако некоторые практические ответы дала сама история XX века. Так, в Париже по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) проповедовала с церковного амвона мать Мария (Скобцова).
Говоря об исторических прецедентах воплощения и развития решений Собора, Лидия Крошкина напомнила и пример епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), который предпочел катехизаторское и проповедническое служение административному, получив на это благословение патриарха Тихона (Беллавина). Такое непривычное для предыдущей эпохи представление об акцентах в служении старших в церкви, озвученное на Соборе 1917-1918 годов, оказалось совершенно органичным и даже пророческим в условиях XX века. Ведь именно служением пастырей, положивших жизнь на проповедь и созидание братских связей между людьми, церковь как собрание верных в XX веке вообще сохранилась.
![Протоиерей Сергий Стаценко](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5e8cdc3907213e52b586405039af4b6e28757342/IMG_5391-980x653.jpg)
Протоиерей Сергий Стаценко
…и кто хочет их слушать?
Говоря о реалиях сегодняшней приходской жизни, председатель Просветительского отдела Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко отметил, что прихожанам часто не нужна проповедь. Их интересы, запросы ограничиваются тем, где находится нужная икона и куда ставить свечку, то есть даже у постоянных прихожан нет представления о церкви как о пространстве общения со Словом Божьим. Более того, желания произносить слово проповеди в собрании нет у многих священников.
![Священник Георгий Кочетков](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/545e47ee57660adab390bd916599dd77489f8d38/IMG_5445-980x653.jpg)
Священник Георгий Кочетков
«Забыто, что проповедь – часть богослужения, и притом центральная», – сказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Однако при этом важно различать, кому адресована проповедь: церковным людям, оглашаемым, которые только готовятся к христианской жизни, или людям неверующим, для которых пространство современного прихода также открыто.
Именно смешанный характер приходского собрания, в котором есть верующие и неверующие люди, делает актуальной задачу поиска миссионерских возможностей внутри богослужения – пространства по своему происхождению не миссионерского. В то же время сегодня не раскрыт и потенциал внебогослужебной, собственно миссионерской проповеди, уверен отец Георгий.
![Протоиерей Александр Лаврин](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/51752e189c5166b1c4af6805746cc9b16e26b584/IMG_5444-980x653.jpg)
Протоиерей Александр Лаврин
«Мы привыкли смотреть на проповедь как на отдельную часть службы, но ведь по существу проповедь – это то, что должно открыть смысл евангельского слова, то есть открыть Христа и привлечь к Нему. Вся христианская жизнь должна быть проповедью, открывать Христа», – напомнил протоиерей Александр Лаврин.
![Владимир Якунцев](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/19b238a7e581121c341248e737be886472f98a20/IMG_5409-980x653.jpg)
Владимир Якунцев
…и где их взять?
В Определении «О церковном проповедничестве» 1917 года содержится призыв к образованию благовестнических братств, призванных «объединить учащие силы церкви». «Это стремление вполне логично, поскольку отражает саму природу проповеди, которая не может быть индивидуальным делом проповедника, но является делом всей церкви, – сказал Владимир Якунцев, научный сотрудник Методического центра по миссии и катехизации при СФИ. – Проповедь не истекает из проповедника рефлекторно, как слюна или желчь, даже если кого-то рукоположить». Он напомнил слова протопресвитера Александра Шмемана о том, что проповедь – не просто богословское рассуждение, а таинство, в котором участвует и проповедник, и все церковное собрание и в котором исполняются евангельские слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает».
![Зоя Дашевская](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f31ab69dddb1fb448b39e188d5be5c0fecedd2c8/IMG_5502-980x653.jpg)
Зоя Дашевская
«Через Слово Божье собрание, к которому обращена проповедь, должно перетворяться в Тело Церкви», – напомнила декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская. В этом выражается христианская вера в Церковь – «место, где процветает Святой Дух», как о ней говорится в «Апостольском предании».
Эту мысль развил протоиерей Сергий Стаценко: «Сама храмовая проповедь должна содержать в себе и призыв к проповеди. Проповедь – это долг каждого, кто стоит в храме, а не привилегия “касты” священнослужителей».
![Александр Копировский](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/7b9025e384dc5b050364cdcd83d47a374df852e2/IMG_5457-980x653.jpg)
Александр Копировский
…и как облегчить этим людям жизнь?
Много говорилось и о том, как повысить уровень восприятия проповеди в храме. Самый тривиальный (и потому неожиданный) ход предложил профессор СФИ Александр Копировский: нужно разрешить людям сидеть в храме.
![Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/574f949ff9f4d088e0cbdfce9a012a7ece7debde/IMG_5462-980x653.jpg)
Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний
Епископ Софроний в этой связи вспомнил эпизод из своей жизни, когда он проповедовал церковной общине в Индонезии, сидя на полу, следуя их местной традиции.
![Священник Андрей Мояренко](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b15a2ab306b50ba990d9e3c336009eb31bdfbd6f/IMG_5377-980x653.jpg)
Священник Андрей Мояренко
Как ни странно, ставился на Соборе 1917-1918 годов и вопрос о языке проповеди: еще сто лет назад малороссийские диалекты не считались подходящими для изъяснения слова Божьего. Развивая эту тему, проректор Кузбасской духовной семинарии священник Андрей Мояренко озвучил вопрос своих студентов: «Если центральная часть богослужения – проповедь – должна произноситься на понятном языке, то почему не распространить этот принцип на остальные части богослужения?»
![Протоиерей Дмитрий Карпенко](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0fefa9c41e27b27ba332bafffa40cfe36e3fe665/IMG_5383-980x653.jpg)
Протоиерей Дмитрий Карпенко
Проповедь и Библия
Продолжая тему о месте проповеди в богослужении, говорили и о невозможности отрывать ее от чтения Писания. «Священное писание не существует в отрыве от его толкования», – напомнил протоиерей Дмитрий Карпенко. Он рассказал об опыте проповеди на Апостол и Евангелие (сразу после их чтения) в своем приходе. О необходимости проповеди на своем месте высказались и настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в городе Валуйки игумен Агафангел (Белых), и священник Георгий Кочетков.
Отец Георгий подчеркнул также необходимость большей ориентации самой проповеди на Священное писание, а не только на святых отцов и жития святых. В то же время такая переориентация потребует и серьезной перестройки системы духовного образования, ее внутренних акцентов, отметил Александр Копировский.
![Игумен Агафангел (Белых)](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/814053d466687192d8f42cd54363fefd9dc79e90/IMG_5376-980x653.jpg)
Игумен Агафангел (Белых)
Обсудив решения, принятые церковью на Соборе сто лет назад, участники круглого стола пришли к выводу, что если сегодня просто начать исполнять их, это уже может кардинально улучшить ситуацию в церкви. А возвращаясь к вопросу о статусе женщины в церковном собрании и о том, следует ли считать близость к алтарю основанием для «иерархии» служений, связанных с проповедью, полушутя-полувсерьез приводили в пример пленарное выступление Лидии Крошкиной, которое мы в ближайшее время опубликуем на сайте.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/04a54c9cfa7bb9d3f09e641336b3b59f86d56b4a/IMG_5402-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/9321ef83e5ff0cbd410c6cf33dc90bf6f94ac4c2/IMG_5406-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/24b31e17bf8a149e8d4c29c81a95a5f00fe702bf/IMG_5308-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/7cc30e91d49cc0135910d244dfd4e4c67f606a4d/IMG_5345-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/60e34bd348b3f35e6a5dc96a93a129343eeb04e4/IMG_5400-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/7d1cd062af982abd09a0cb44ab0ae6a644ec441e/IMG_5523-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/10b6bec1390582faeba7d95f892d66b14878a306/IMG_5484-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/bb94ec7e729928a3b6fb2d7341c080806fb50424/IMG_5478-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/24ec21cb6fa9143087c1c71c23847fe5d08b8969/IMG_5439-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d018c93c639ef3979df1a96e663984a4a264cdb2/IMG_5424-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/91532531cca882d6323d931f0cb0c4f926b4f622/IMG_5446-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3146b4bbd51d8291d074ffc05a266958071241ff/IMG_5349-980x653.jpg)