Столетие Свято-Сергиевского богословского института отметили в СФИ и Доме русского зарубежья

«Значение отмечаемого юбилея — 100-летия основания Свято-Сергиевского института в Париже — трудно переоценить, — отметил в приветствии участникам конференции ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. — Православная богословская мысль XX века по большей части ассоциируется именно с наследием этого учебного заведения, его профессоров, выпускников и заложенной ими традиции. Современное русское богословие во многом сформировано “звёздами” православного Парижа второй четверти XX века».
Приветствие владыки Силуана участникам зачитал протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, кандидат богословия, кандидат исторических наук, представлявший на конференции СПбДА с докладом «“Царственное священство” и “disciplina arcani”: два литургических богословия в русской богословской традиции».

Протоиерей Константин Костромин
«Создание института ярко свидетельствует о неоскудеваемом попечении Божием о Своей Церкви, — отметил ректор СПбДА. — Богословская мысль предреволюционных академий была на пике своего качественного развития и умереть бесследно только из-за военного переворота в России едва ли могла. Однако её нельзя назвать увлекательной: профессора духовных школ империи не только не были “у острия” общественной мысли, но не сильно увлекали и своих воспитанников-студентов. Куда растворились они после 1917 года? Судьбы их оказались различными… Русское православное богословие было поручено Богом русской интеллигенции, оказавшейся за рубежом».
«Свято-Сергиевский институт создавали не выпускники духовных школ (если не считать митрополита Евлогия (Георгиевского) и Антона Владимировича Карташёва). Однако в значительной степени богословская мысль в нём отталкивалась как от русской религиозной философии, спорившей с академическим богословием, так и от наследия выдающихся русских дореволюционных богословов и историков Церкви. Так что Господь нашёл в трудные годы лихолетья новые формы для православного свидетельства миру, собрал этих столь разных по взглядам людей и вложил в их сердца благой замысел создания института. Эстафета русского православного богословия была перенята на высочайшем уровне», — подчеркнул епископ Петергофский Силуан.

«Судьбы Православия в ХХ веке, перипетии богословского образования и мысли постоянно нуждаются в осмыслении. Живая мысль, очевидная для читающих наследие протопресвитера Николая Афанасьева, Антона Владимировича Карташёва, протоиерея Сергия Булгакова, архимандрита Киприана (Керна) и многих других, должна передаваться дальше. Желаю участникам конференции вдохновения в беседах о наследии Свято-Сергиевского института и исторических обстоятельствах, окружавших его существование, а также памятствования, что Бог, воскресший из мёртвых, способен воскресить любое из Своих творений, в том числе богословское образование, чему XX век — яркое свидетельство», — добавил владыка Силуан.

Работу первого дня конференции, посвящённого размышлению об историческом пути Свято-Сергиевского института, судьбах его основателей и преподавателей, их курсах лекций и богословских подходах, завершил круглый стол «В поисках языка нового богословия». Как искали и что нашли здесь различные представители «Парижской школы»? Какие проблемы в области церковного опыта выявили эти поиски?

Наталья Ликвинцева, протоиерей Павел Хондзинский
В дискуссии, которую вела ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья кандидат философских наук Наталья Ликвинцева, приняли участие декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор богословия, кандидат теологии протоиерей Павел Хондзинский; профессор СФИ и РГПУ им. А. И. Герцена доцент теологии, доктор филологических наук Юлия Балакшина; профессор кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ доктор теологии Пётр Михайлов; первый проректор СФИ и председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак; аспирант кафедры Истории русской философии философского факультета МГУ и пресс-секретарь СФИ Софья Андросенко.

Виктор Александров
На заседаниях первого дня также прозвучали доклады сотрудника кафедры богословия СФИ Юлии Антипиной о подходах отца Сергия Булгакова к преподаванию догматического богословия; преподавателя кафедры практического богословия ПСТГУ Александра Абросимова об одном из самых ярких наследников «Парижской школы» протопресвитере Александре Шмемане; независимого исследователя Виктора Александрова (PhD) из Будапешта о месте отца Николая Афанасьева в судьбе Свято-Сергиевского института и характерных чертах «Парижской школы» богословия.

Юлия Антипина
Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров сделал доклад о преемстве, параллелях и различиях между Свято-Сергиевским институтом в Париже и его предшественником — Петроградским богословским институтом, основанным в советской России по инициативе бывших преподавателей Петроградских духовных школ и Петроградского университета при поддержке митрополита Вениамина (Казанского) и православных братств Петрограда после выхода декрета об отделении Церкви от государства и школы от церкви. Главный редактор журнала «Вестник Русского христианского движения» Татьяна Викторова (Париж) представила размышления одного из преподавателей Сен-Серж историка искусства Владимира Вейдле о христианском единстве Европы.

Наталья Ликвинцева провела для участников конференции экскурсию по музею Дома русского зарубежья, уделив особое внимание страницам истории русской эмиграции, связанным с деятельностью Свято-Сергиевского института и его преподавателей.

Александр Копировский
«В наследии Свято-Сергиевского института есть чем пользоваться и чем вдохновляться на много лет вперёд, — сказал в своём приветствии ректор Свято-Филаретовского института кандидат педагогических наук Александр Копировский, открывая работу второго дня конференции. — И наша скромная задача — не просто воздать хвалу и честь тем, кто стоял у истоков Сен-Серж, но и разрабатывать дальше те направления, которые они в своё время открыли».

Андрей Кострюков
Пленарное заседание 30 апреля открыл доклад Андрея Кострюкова, доктора исторических наук, кандидата богословия, главного научного сотрудника Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ. Андрей Александрович проследил, как складывалась история Свято-Сергиевского института и Русской зарубежной церкви, и попытался ответить на вопрос, почему не сложились отношения между блестящей и самой сильной богословской школой в Русском зарубежье и основной церковной структурой русской эмиграции — несмотря на то, что руководство РПЦЗ и её глава митрополит Антоний (Храповицкий) поначалу отнеслись к Институту очень благосклонно.

Тему развил священник Илья Соловьев, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, председатель Общества любителей церковной истории, в докладе «Противодействие Свято-Сергиевскому православному богословскому институту в среде русской эмиграции». По мнению отца Ильи, трагический конфликт был почти предрешён непреодолимой пропастью во взглядах, устремлениях и экклезиологических позициях, на которых стояли представители РПЦЗ и богословы будущей «Парижской школы».

О тесных связях и взаимодействии между Свято-Сергиевским богословским институтом и Русском студенческим христианским движением рассказал вице-председатель РСХД Кирилл Соллогуб (Париж).

Андрей Тесля
Научный руководитель Центра исследования русской мысли Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта кандидат философских наук Андрей Тесля (Калининград) проанализировал две фундаментальных работы Василия Зеньковского — «Русские мыслители и Европа» (1926), построенную скорее как история русской общественной мысли, и «История русской философии» (1948), в которой он подводит своего рода итоги философских трудов не только блестящей плеяды представителей «Парижской школы», но и их дореволюционных предшественников. На примере репрезентации взглядов Алексея Хомякова и Ивана Киреевского и их места в истории русской философской и общественной мысли в этих работах Зеньковского Андрей Александрович показал, как меняется подход и методология главного историка русской мысли, затронув и вопрос о том, как Василий Васильевич представляет хронологические границы и смысл истории русской философии.

Протоиерей Георгий Пименов
Целая секция была посвящена церковной жизни и судьбам преподавателей и студентов Свято-Сергиевского института. Клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге кандидат богословия протоиерей Георгий Пименов представил историю студенческого братства Свято-Сергиевского богословского института в 1925–1939 годы.

Ульяна Гутнер, Наталья Ликвинцева
Научный сотрудник ИБХФ РАН, автор монографии по истории РСХД кандидат биологических наук Ульяна Гутнер рассказала о судьбах первых слушателей Сен-Серж.

Константин Обозный
Декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный проследил по переписке и другим архивным документам, как сложилась жизнь нескольких латвийских студентов Свято-Сергиевского института, обучавшихся в 1928–1934 годах и впоследствии оставивших след в истории Псковской миссии.

Светлана Зверева, Наталья Ликвинцева
Светлана Зверева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, лектор Королевской консерватории Шотландии (Глазго), представила доклад «Свято-Сергиевское подворье в Париже как церковно-певческий центр Русского зарубежья 1920–1940-х годов и особенности подворской церковно-певческой традиции», уделив особое внимание личности Михаила Михайловича Осоргина (1887–1950) и его роли в истории Института.

Виктор Грановский
Профессор Католического университета Милана Адриано дель Аста (Милан — Москва) рассказал о влиянии деятелей «Парижской школы» на европейскую культуру в XX веке; доцент Свято-Филаретовского института кандидат философских наук Виктор Грановский представил доклад «Двойственный облик Святой Руси: отец Сергий Булгаков и Антон Владимирович Карташёв»; старший преподаватель СФИ Ольга Кузнецова проанализировала экклезиологический подход протопресвитера Николая Афанасьева в преподавании церковного права.

Конференция завершилась литиёй по усопшим основателям и преподавателям Свято-Сергиевского института и круглым столом «Новый образ христианской школы: наследие Свято-Сергиевского института в России и мире».

Насколько восприняты в современной духовной школе и церковной академической среде выношенные представителями «Парижской школы» мысль о неразрывности духовного образования и церковного служения, опыт богословского диалога, их дерзновенная нацеленность не только на сохранение и передачу Предания, но и его возможно полное воплощение и развитие?

В разговоре, который вёл первый проректор СФИ Дмитрий Гасак, приняли участие председатель Теологической группы Викариата св. Марии Парижской и св. Алексея Южинского, преподаватель русского отделения Свято-Сергиевского богословского института в Париже магистр богословия протоиерей Георгий Ашков (Париж); основатель СФИ и духовный попечитель Преображенского братства кандидат богословия священник Георгий Кочетков, защитивший в 1993 году диссертацию в Сен-Серж; преподаватель пастырского богословия, литургики и церковно-славянского языка, председатель радиостанции «Голос Православия», вице-председатель общества «Икона» магистр богословия Свято-Сергиевского института протопресвитер Владимир Ягелло (Париж); доцент Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского кандидат философских наук Игорь Зайцев (Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии кандидат медицинских наук Анатолий Парпара (Сергиев-Посад); профессор Университета Париж Сите, член редколлегии журнала «Вестник Русского христианского движения», член исполнительного комитета издательства YMCA-Press Даниил Струве (Париж).


















