Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения протопресвитера Виталия Борового
Виталий Михайлович Боровой родился 18 января 1916 года под Вильно в небольшом белорусском селе Нестеровка на территории Польши (ныне Витебская область) в бедной крестьянской семье. По свидетельству самого о. Виталия, он имел глубоко верующую мать. После окончания 7-классной народной польской школы по благословению и ходатайству матери и местного священника поступил в 4-й класс Виленской Духовной семинарии (1929) за казённый счёт, обнаружив уже тогда незаурядные способности. Виталий Боровой окончил семинарию не просто первым учеником класса, а учеником, успеваемость которого, также как своё время проф. Василия Васильевича Болотова, была оценена над принятой тогда нумерацией. С 1936 по сентябрь 1939 года учился на православном Богословском факультете Варшавского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров: философа и богослова Николая Сергеевича Арсеньева, историка Михаила Валериановича Зызыкина, патролога архим. Георгия (Пирадзе) и др. Был старостой курса; за личное благочестие, знания и пророческий дух, который в нём видели товарищи, получил от них прозвище «Моисей».
После прекращения занятий в университете в связи с началом войны и оккупацией Польши Виталий Боровой вернулся в родную деревню, которая с 1939 года стала относиться к территории СССР. С 1941 года был делопроизводителем Минской духовной консистории, а затем секретарём Минского митр. Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко).
Осенью 1944 года о. Виталий был рукоположен и назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся его пастырский и проповеднический дар. В 1945–1946 годах по поручению архиеп. Василия (Ратмирова) он возглавил в Жировицах организацию богословских курсов, впоследствии преобразованных в Минскую духовную семинарию. Несколько лет его жизни было отдано служению в этом учебном заведении как преподавателя церковной истории, инспектора и секретаря правления семинарии.
В 1953 году о. Виталий экстерном окончил Ленинградскую духовную академию (ЛДА) со степенью кандидата богословия, возведен в сан протоиерея. В 1954 году — назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней церкви, защитил магистерскую диссертацию и получил степень почётного доктора богословия ЛДА. В разные годы о. Виталию была присвоена степень доктора богословия Московский духовной академии, Бернского университета (Швейцария), Карлова университета (Чехия), Свято-Владимирской семинарии (США). О. Виталий Боровой учрежден в звании профессора ЛДА (1962) и Московской духовной академии (МДА, 1972) по кафедре западных исповеданий. Период его участия в жизни самых крупных духовных учебных заведений страны ознаменован тем, что он воспитал целый ряд современных учёных и богословов. О. Виталий хорошо знал русское религиозно-философское возрождение, труды святых отцов и Священное писание, историю Византии и историю Русской церкви и умел делать выводы из истории и богословия. О. Виталий Боровой был, может быть, лучшим богословом Русской церкви второй половины ХХ века внутри СССР и России.
В 1956 году к возобновившимся собеседованиям историков и богословов РПЦ и Англиканской Церкви о. Виталий Боровой подготовил доклад «Символы веры и Соборы», явив блестящее знание богословия, догматики, каноники, церковной истории, после чего был замечен иерархией РПЦ и привлечён к дипломатической и церковно-административной работе. Сам же о. Виталий считал себя, прежде всего, профессором и вспоминал годы работы в ЛДА на кафедре профессора Василия Васильевича Болотова как время осуществившейся мечты.
С 1959 года о. Виталий Боровой — сотрудник Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата, где занимал ряд ответственных должностей (в том числе долгое время являлся зам. председателя отдела), с 1997 года и практически до конца своих дней был внештатным консультантом. Преподавал в аспирантуре при ОВЦС. По воспоминаниям очевидцев, делал это живо, искренне, всегда учитывая большую возможную перспективу своих слушателей.
В течение многих лет о. Виталий был активным участником международных и церковных форумов. С 1962 года (в 1962–66 и в 1978–85 годах) был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем церкви в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ. По инициативе Русской церкви на III Ассамблее ВСЦ в официальные документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христианских конфессий является исповедание Святой Троицы. Это предложение было высказано и разработано о. Виталием Боровым. В течение долгого времени он трудился в качестве заместителя директора комиссии «Вера и церковное устройство» при ВСЦ, а также в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях II Ватиканского собора (1962–1965). Участвовал в работе многих всеправославных и двусторонних форумов и диалогов с инославными церквами. С 1960-х годов сотрудничал с Конференцией европейских церквей, Национальным советом церквей Христа в США и Экуменическим советом церквей Канады.
О. Виталий был церковным дипломатом самого высокого класса, много раз испытывал гонения и угрозы. Совершая бесстрашные шаги, играл одну из ведущих ролей в движении за примирение и единство христиан во второй половине ХХ века. С другой стороны, сам о. Виталий всегда рассматривал свою международную и дипломатическую деятельность, в первую очередь, как площадку для возможно более действенной помощи тогда гонимой Матери-Церкви. Личные качества и профессионализм позволили о. Виталию иметь довольно доверительные отношения с многими выдающимися церковными деятелями, влиявшими на судьбу церкви. В свою очередь, авторитет и положение о. Виталия Борового позволяли и ему влиять на ход истории церкви второй половины ХХ века.
В 1973–1978 годах о. Виталий в сане протопресвитера был настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 1984 года — почётным настоятелем московского храма Воскресения Словущего. О. Виталий являл собой образ мудрого и бесстрашного пастыря, прекрасного и смелого проповедника. Он был в числе тех немногих духовных лиц, которые в Москве советского времени, имели решимость принимать людей и открыто проповедовать. В 1970-е годы под его пастырским окормлением выросло целое поколение молодых людей, многие из которых стали священниками, ныне несут ответственные церковные служения. О. Виталий щедро делился со всеми своей любовью к православной церкви, православному богословию, традиции и духовности, показывал верность Русской православной церкви и её пастве, готовность к общению и диалогу со всеми братьями и сёстрами во Христе и со всеми людьми доброй воли. Для многих он был не просто примером живой и глубокой веры, но и образцом, камертоном православия.
По словам свидетелей служения о. Виталия в Богоявленском соборе, он уже тогда говорил о духовном возрождении в нашей стране, об открытии храмов. Говорил о том, что в будущей церкви в центре будет не личное благочестие, не приходская жизнь, а подчёркивал важность общинной жизни. Часто о. Виталий говорил о необходимости «новой христианизации Руси» и духовного образования. Он всегда охотно общался с молодёжью, видя в ней будущее церкви. Поразительно, что и в 90 лет о. Виталий мог «держать» большую аудиторию, долго и ярко проповедовать, ему всегда было что сказать людям.
В 1980–90 годы о. Виталий участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях, в том числе во II Международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси (1987), «Язык Церкви» (1997), «Предание Церкви и предание школы» (1999) и многих других.
С 1996 года и до своей кончины о. Виталий был членом Попечительского совета Свято-филаретовского института и участником всех значительных событий в его жизни. Он много проповедовал в часовне СФИ читал в институте лекции.
Несмотря на сложившиеся жизненные обстоятельства, список опубликованных трудов о. Виталия достаточно солиден. Главным образом это статьи в различных российских и западных периодических журналах и научно-богословских изданиях, публикации в сборниках всевозможных конференций, съездов и симпозиумов. Также он написал для церкви труды, под которыми не было возможности поставить его подпись.
Целый ряд даров и церковных служений о. Виталия, представляет собой не просто факт его биографии или факт биографии ближайшего круга его духовных чад и коллег, но является заметным событием в жизни церкви второй половины ХХ века. Это его пастырский и проповеднический дар, служение на ниве духовного просвещения, труд богослова и учёного, дипломатическая и церковно-административная работа. И везде о. Виталий показал себя настоящим профессионалом. Его наследие, которое сейчас неизвестно почти никому, кроме узкого круга людей, ещё будет выявляться и собираться.
Надеемся, что о. Виталий Боровой займёт достойное место в общей памяти нашей церкви. Он неустанно свидетельствовал о Христе, любил Церковь Божью и всю свою жизнь положил на её возрождение. О. Виталий умел в любых, даже самых неподходящих для этого условиях всегда говорить правду. Старался поддерживать всё живое в церкви, ценил вещи неформальные, исходящие изнутри традиции, и любил напоминать слова Василия Васильевича Болотова о том, что для церкви канонично всё, что для неё реально и всерьёз полезно.
Скончался о. Виталий на 93-м году жизни в день Благовещения Пресвятой Богородицы 2008 года.
Информационная служба СФИ
К 95-летию протопр.Виталия Борового на нашем сайте опубликован его доклад о свт. Филарете, митр. Московском:
«Святитель Филарет Московский и духовное просвещение России»
Речь проф.-протопр. Виталия Борового на Актовом дне СФИ 2 декабря 1995 года