Перейти к основному содержимому

Три «научных» мифа о православии

20-22 апреля в Минске в Белорусском государственном университете прошла V Международная научно-практическая конференция «Религия и история».

На пленарном заседании выступили профессор библеистики теологического факультета Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера Стефан Шорх, заведующий кафедрой Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина доктор социологических наук Михаил Смирнов, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Костылев, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ доктор социологических наук Елена Островская, президент Русского религиоведческого общества, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ доктор философских наук Константин Антонов и другие известные учёные.

Преподаватели Свято-Филаретовского института приняли участие в секции социологии религии. Старший преподаватель СФИ кандидат социологических наук Анна Алиева рассказала о некоторых особенностях изучения православия в современной России, в частности о стереотипах, которые существуют в исследовательской среде. Первый – что православие хорошо изучено и можно сильно не углубляться при подготовке исследования. «Из такого стереотипа появляются самые грубые ошибки, типа желания включить в православную догматику необходимость веры в переселение душ», – сказала она.

Второй стереотип – что православие однородно. На самом деле в процессе исследования можно наткнуться на самые разные сообщества, неописанные и неназванные направления, практики, существующие внутри границ «православия», рассказала докладчица. Точно так же неоднородны мотивы самоидентификации людей с православием и совершения практик, которые считаются православными. Например, крещение в разных случаях может совершаться и как христианская практика, и как практика здоровья («чтобы ребенок не болел»), и как практика «защиты и породнения» («чтобы была защита, чтобы крестные позаботились о ребенке, если со мной что-то случится»). Даже под самим словом «православие» одни понимают конфессию внутри христианства, а другие – народную религию, и это совершенно разные реальности. «Социологически и та, и другая могут быть исследованы, но исследователь должен понимать и оговаривать, что он изучает», – подчеркнула Анна Алиева.

Третий стереотип – массовость православия. С одной стороны, этот миф искусственно поддерживается из политических соображений («нужно», чтобы православных было много). «Движение на научную глубину вообще серьезно затруднено политической ангажированностью вопроса», – сказала Анна Алиева. С другой стороны, даже при добросовестной попытке выявить количество православных исследователи сталкиваются с трудностями, поскольку критерии, которые традиционно используют (например, участие в богослужениях и таинствах), не универсальны и не всегда показательны.

С этим связана и еще одна исследовательская трудность: непонятно, кого можно считать экспертом, способным определить «православность» какой-либо точки зрения, явления. «Священники и епископы часто кардинально противоречат друг другу: например, отца Александра Меня то называют еретиком, то публикуют его труды на общецерковном уровне, – заметила Анна Алиева. – Ученые богословы (даже если не брать во внимание, что их крайне мало) тоже не всегда могут быть такими экспертами». Кроме того, у социолога может быть своя «имплицитная теология», которая задает исследовательский взгляд. «Например, для одного социолога наличие суеверий и даже отсутствие веры не делает человека неправославным, для другого – наоборот, суеверия – одно из главных свидетельств, что человек пока не православный», – пояснила докладчица.

Также Анна Алиева напомнила, что вопреки распространенным представлениям, православная среда – закрытая. По опыту ряда исследователей, один из лучших способов в неё попасть – через дружеские контакты на уровне священников или мирян, имеющих обширные связи в церковной среде.

По мнению Анны Алиевой, сегодня во избежание методологических ошибок нужно искать пути соединения богословия с гуманитарными науками и работать на общей междисциплинарной исследовательской площадке.

Доклад заведующего кафедрой религиоведения СФИ кандидата философских наук Маргариты Шилкиной был посвящен феномену внеприходских православных братств в общественной и церковной жизни современной России как актуальному объекту социологических исследований. По словам докладчицы, такие братства являются «новой формой институциализации церкви, которые не требуют разрушения традиционной церковной структуры, но сосуществуют с ней и берут на себя те ее функции, с которыми официальная поместно-приходская структура РПЦ не справляется». Она добавила, что «для членов таких братств их выбор жизненной стратегии, мировоззрение, поведение в социальной жизни наиболее мотивированы ценностями и убеждениями их веры по сравнению с членами приходов».

Говоря о методологии исследований, Маргарита Васильевна предложила ввести различение православия как «традиционной этнокультурной формы жизни» и как «церковной реальности жизни по вере» – двух аспектов, которые, как правило, присутствуют в религиозном опыте православия, но по-разному соотносятся в каждом случае. Она рассказала о группах социально значимых проблем, для понимания и исследования которых такое методологическое различение будет продуктивным: это вопросы соборности в церкви и солидарности в обществе; «трансцендентные ориентиры» секуляризованного общества; внутренние процессы нарастающей связи религии и политики.

Также на конференции выступил с докладом «Исследования народных религиозных движений в Российской империи во второй половине XIX века: проект народника А.С. Пругавина» студент 2 курса факультета религиоведения СФИ кандидат исторических наук Борис Сажин (в соавторстве с Натальей Кузнецовой).

В рамках конференции прошла работа 10 секций, в том числе по культурологии, антропологии, философии, психологии, феноменологии религии, истории религиоведения, а также круглый стол «Философские метаморфозы православной и протестантской теологии» и специальная секция «Протестантизм в истории европейской культуры». В конференции, проходившей на базе Института теологии БГУ при поддержке академических институций Беларуси, России и Украины, приняли участие 171 человек из 14 стран.