Подходы Николая Неплюева к педагогике и благотворительности обсуждали в Воронеже
О том, как понимал благотворительность Николай Неплюев, а также об истории взаимоотношений Крестовоздвиженского трудового братства с принцессой Евгенией Ольденбургской, начавшихся в ходе попыток Неплюева поставить Братство под покровительство императрицы Александры Федоровны, рассказала исследователь из СФИ Наталия Игнатович на VIII Ольденбургских чтениях «Филантропия и меценатство в России как осознанная необходимость общественного служения», состоявшихся в Воронеже 13 октября.
«Тема благотворительности для Неплюева была принципиально важной, он раскрывал свое отношение к этому вопросу во многих работах, предлагая различать разумную и неразумную благотворительность, — рассказала Наталия Игнатович. — Для обозначения последней Неплюев вводит термин “бессистемная благотворительность”».
Обе формы — дело любви, но «бессистемная» благотворительность не приводит к коренным изменениям личной и общественной жизни, считал Николай Неплюев. Он подчеркивал, что «благотворительность не может быть бессистемною раздачею пятаков. Любовь непременно научит принести ближнему действительную и прочную пользу, не забывая, что в этом ближнем страдает не одно тело, что мы обязаны, благотворя ему, любить и уважать в нем брата, а не отделываться от него подачками и не заглушать свою совесть столь дешевою ценою».
«Путь качественных социальных изменений Неплюев связывал с образованием христианских братств, в которых возможно осуществление жизни по вере и которые способны переустроить жизнь всего общества на началах, сообразных тому, что задумал о нас Бог», —подчеркнула Наталия Игнатович.
На следующий день в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени Никитина по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия прошла презентация сборника «Христианская педагогика: вопреки невозможному. Воздвиженские школы Николая Неплюева». О книге рассказала ее составитель Наталия Игнатович.
Она затронула не только цели и принципы христианского воспитания в Воздвиженских школах, но и показала, как умственное, физическое, этическое и эстетическое развитие воспитанников повлияло на их жизнь и как этот опыт в дальнейшем воспроизводился в их семьях.