Перейти к основному содержимому

«Парадокс» Гоголя в эпоху нового варварства

Об особенностях миросозерцания и христианской антропологии Николая Гоголя, его месте в духовном наследии России и русской религиозной мысли XX века говорили участники конференции, состоявшейся с 27 марта по 1 апреля в доме-музее писателя в Москве.

Размышлениями о том, как воспринял и развил ключевую для позднего Гоголя тему отношений церкви и светской культуры Сергей Аверинцев, поделилась ученый секретарь СФИ доктор филологических наук Юлия Балакшина. В судьбе и творчестве Гоголя попытка соединить писательское призвание с верующей совестью привела к трагическому конфликту. Позиция Гоголя, видевшего задачу художника в том, чтобы «всё направлять к добру» и «будить спящую душу читателя и зрителя», встретила неприятие как со стороны церкви, увидевшей в его слове претензию на духовное учительство, так и со стороны представителей светской культуры, обвинявших его в измене идеалам европейского просвещения.

Предпринятая Гоголем попытка примирить расходящиеся традиции церкви и светской культуры предвосхитила их диалог, обнаружив внутреннюю связь смирения и благородства, просвещения европейского и православно-русского, призвания писательского и человеческого, свободы и Божьего промысла – их способность к сложному взаимодействию.

«Парадокс» Гоголя, вероятно, оказал влияние на идеи и метод Сергея Аверинцева, жившего в совсем другую эпоху, когда перед лицом надвигающегося нового варварства вступил в силу принцип отношений церкви и культуры, сформулированный Мандельштамом: «теперь всякий культурный человек – христианин». Аверинцев показал, как при особых усилиях человеческого духа столь трудно соотносимые творческие начала, как античная литература и ближневосточная словесность, обнаруживают способность к диалогу и сложному взаимодействию.

В самом несоветском академике советской эпохи Сергее Аверинцеве «сближение высокой учености и глубокой веры породило особый тип знания и понимания, который трудно поддается теоретическому описанию и тиражированию, но приносит замечательные плоды», говорит Юлия Балакшина.

В конференции приняли участие более 40 учёных, среди них доктора филологических наук профессор МГУ Владимир Воропаев, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Игорь Виноградов, профессор РГГУ Юрий Манн и другие исследователи жизни и творчества Николая Гоголя.

Также в рамках конференции состоялась выездная сессия в Иерусалим. 

Организатор XIX Гоголевских чтений – мемориальный музей и научная библиотека Дом Гоголя.