Особенности восприятия произведений церковного искусства молодежью
14 – 15 октября состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Гражданские и эстетические приоритеты подростков и молодежи». Ее организаторы: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Институт художественного образования РАО и Государственная Третьяковская галерея. В работе конференции приняли участие ведущие специалисты по музейной педагогике д. пед. н. Н.Н. Фомина, д. психол. н. А.А. Мелик-Пашаев, д. психол. н. В.А. Гуружапов, сотрудники московских музеев, ВУЗовские и школьные преподаватели. Рассматривались, в первую очередь, роль и формы приобщения к культуре и искусству подростков и молодежи в процессе их гражданского становления. От Свято-Филаретовского института на конференции выступил магистр богословия, канд. пед.н. проф. А.М. Копировский с докладом «Особенности восприятия произведений церковного искусства молодежью в действующем храме и музее (на примере молодежного круга Преображенского Содружества малых православных братств)».
Он провел исследование (более 30-ти опрошенных) среди верующей молодежи в возрасте от 17 до 27 лет, результаты которого оказались весьма интересными. Молодые люди сделали своим гражданским приоритетом сознательный выбор христианской веры, с еженедельными, как правило, посещениями храма и встречами в малой группе. При этом большинство опрошенных не являются в полном смысле детьми верующих родителей: часто лишь один из родителей воцерковлен, а иногда оба они – атеисты.
Анализ оценок верующей молодежью церковного искусства дал впечатляющую картину. Диапазон здесь очень широк: от возможности укрепления в вере и постижения в церковных образах подлинной красоты, когда «становится ясно, что в жизни настоящее, а что — нет», до эстетического наслаждения ими или, в ряде случаев, их неприятия. Для всех опрошенных произведения церковного искусства имеют значение, однако иногда у них вызывает напряжение слишком большое количество икон в храмах, их подчас низкое качество, а также сплошной иконостас. Некоторые признавались, что в отдельных случаях иконы вызывают у них желание поскорее уйти, например, когда на них изображаются ад, мытарства, казни, или когда они перегружены сюжетами и мелкими фигурами. Анкетирование показало и то, что для восприятия иконописи молодежи недостаточно знать сюжеты, желательно понимать и ее художественный язык.
Пока встреча с иконой состоялась лишь приблизительно у 1/5 опрошенных, примерно для 4/5 — она еще только происходит, причем с трудом, а для кого-то еще не произошла. Но основной итог проведенного опроса, считает А.М. Копировский, в том, что выяснилось неравнодушие молодежи к духовно-художественной проблематике церковной культуры и ее конкретным памятникам. Более того: некоторые суждения молодых людей были не только живыми и искренними, но по-настоящему глубокими и значительными.
Информационная служба СФИ