«Как может духовно зрячий видеть в ближнем образ Божий, так может он узнать и Живого Бога»

«Духовно зрячие – те, у кого совесть не атрофирована, а жива, – видят в человеке образ Божий, они не могут равнодушно пройти мимо человеческого горя, они исполнены настоящей христианской любви, – обращался архимандрит Борис Холчев к своим братьям и сёстрам. – Подобно тому, как зрячий человек может видеть в ближнем образ Божий, так может он ощущать Живого Бога и быть в общении с Ним».
Это слова из сборника проповедей исповедников веры Ташкентской и Среднеазиатской епархии, изданного Свято-Филаретовским институтом и представленного в Москве 30 января, накануне Дня православных братств.
Уникальный духовный климат Ташкентской епархии сложился «благодаря» советским гонениям на веру – Средняя Азия стала и адресом ссылки многих подвижников веры, и местом, куда люди ехали сами, спасаясь от преследований властей или следуя за своими духовными учителями. В начале 1940-х годов здесь оказались собраны члены самых значимых церковных движений – ленинградского Александро-Невского братства и московской общины отцов Алексея и Сергия Мечёвых.
«Проповеди подвижников Ташкентской епархии собирались как драгоценность, – рассказала составитель книги историк Ольга Борисова. – Они записывались, бережно передавались из рук в руки самыми верными духовными чадами, поэтому их удалось сберечь до сегодняшнего дня и составить этот сборник. Мы собирали эти тексты по всей Средней Азии. Некоторые из них в советское время выходили в самиздате».
В книгу вошли проповеди архиепископа Ермогена (Голубева), возглавлявшего Ташкентскую епархию в 1953-1960 годах, иеромонаха Иоанна (Вендланда), архимандрита Серафима (Суторихина), архимандрита Бориса (Холчева), протриерея Георгия Ивакина-Тревогина.

Слева направо: Ольга Борисова, Кирилл Мозгов, протоиерей Сергий Стаценко
«Средняя Азия в какой-то исторический момент оказалась местом особой “концентрации духа” в Русской православной церкви, – говорит протоиерей Сергий Стаценко, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии. – В более благоприятные времена эти носители духа стали расходиться отсюда с апостольской проповедью, буквально возрождая веру в тех местах, где она была искоренена. Так и сегодня мы стоим на пороге возрождения подлинного христианства».
«Проповеди очень простые, но о самом важном и надо уметь сказать просто, – отметила преподаватель гомилетики в Свято-Филаретовском институте Лидия Крошкина. – Из такого слова можно многое почерпнуть для своей духовной жизни. “Любовь к ближнему основывается на жалости, – говорит архимандрит Серафим (Суторихин) в проповеди на притчу о милосердном самарянине. – Любовь нас спасает. И если её нет, нужно её искать, вызывать в себе жалость к другому. Но как нам любить? Себя поставь на место другого”».
«Я был поражён словом архиепископа Ермогена (Голубева) в день 53-й годовщины установления советской власти, – признаётся руководитель издательства СФИ, преподаватель истории христианской миссии и катехизации Кирилл Мозгов. – Это государственный праздник, в который он был просто обязан что-то сказать. И он говорит о Христе».
Проповеди периода 1943-1970-х годов, вошедшие в новую книгу «“Всецело захвачены целью спасения”: слова исповедников веры Ташкентской и Среднеазиатской епархии» (М. : СФИ, 2019), публикуются впервые. Издание можно приобрести в интернет-магазине СФИ.

Лидия Крошкина

Ольга Борисова и Константин Николаевич Холчев, племянник и крестник архимандрита Бориса (Холчева)